Украинцы много работают
Вернее, мы тратим на работу слишком много времени. У нас в стране неоправданно длинный рабочий день.
Вот на неделе в среду выпал выходной – День Конституции. И что? Все с удовольствием отдохнули, а кто хотел – тот с удовольствием поработал. Никаких тяжелых последствий для страны.
Весь мир движется к радикальному сокращению времени, потраченного на работу. В Нидерландах средняя рабочая неделя меньше 30 часов. Во Франции официальная – 35 часов. 35 часов в неделю – распространенное время занятости по Европе. В СШАтоже в основном работают 35 часов. По 8 часов в день, а в пятницу полдня. Поэтому в США и Европе уик-энд и заторы на выезд из городов начинаются уже с пятницы после обеда. Многие работодатели еще больше сокращают рабочую неделю за счет введения дополнительного выходного в среду или 6-часовго рабочего дня.
Скажете, что они, мол, богатые, а мы бедные, поэтому мы должны работать больше… Есть такое мнение. Но это, конечно же, не так. У нас так же мало оснований работать эти 40 часов в неделю, как у американцев или у любой другой страны. Современные технологии уже давно оторвали уровень производительность труда от времени, на этот труд затраченного. Во всем мире, и бедном, и богатом.
Вот бывший председатель правления банка «Аваль» Александр Деркач, вспоминает, что в былые годы его банк за один нерабочий праздничный день недополучал 1 миллион долларов комиссионных платежей. Но сегодня все больший объем платежей совершается через интернет, банкоматы и платежные терминалы, а этим машинам все равно, выходной день или рабочий. А, даже если что-то недобрал банк, так в экономику страны эти деньги влились через дополнительный поход в кино или продукты для пикника.
А на больших производственных предприятиях автоматизация вообще кардинально изменила потребность в рабочей силе. Даже если остается необходимость круглосуточной работы, то потребность в персонале уменьшилась основательно. А если не уменьшилась сегодня, то завтра это произойдет непременно.
Например, государственная компания «Укрэнерго» – оператор высоковольтных электрических сетей страны, и диспетчер всей электросети Украины. Казалось бы, для эксплуатации такого огромного хозяйства требуется масса людей. У нас этим занимается 12 тысяч персонала «Укрэнерго». Аналогичную работу в Австрии или Словении делают по 500 человек. А в Бельгии и Германии по 1 тысяче. Даже в сопоставимом с нами по размерам и уровню развития Казахстане – 4 тысячи человек. И мы когда-то придем к таким цифрам, – говорит руководитель «Укрэнерго» Всеволод Ковальчук. Потому что неумолима полная автоматизация всех процессов.
А что же с уволенными? Всех пугает страшное слово «безработица». И, действительно, в прошлом веке массовое введение уменьшенного или сокращенного рабочего дня было симптомом системной безработицы.
Но 21 век пересмотрел отношение к занятости и рабочему времени. Официальное, на законодательном уровне сокращение рабочего дня и рабочей недели и есть та мера, которую сейчас надо предпринять, чтобы сохранить побольше рабочих мест и, соответственно, доход работающих.