Украинский посол в США стал заложницей обстоятельств
Можно ли избежать скандала с обвинением во вмешательстве во внутренние дела США?
Ситуация с высшей степени недипломатическим письмом спикера американского Конгресса с требованием уволить посла Украины в США создает достаточно серьезный кризис для украинской дипломатии, который требует очень тщательного анализа ситуации перед любыми ответными действиями.
Начну с очевидного вопроса – а стоило ли президенту Украины ехать на завод по производству оружия в Пенсильвании?
Все мы хорошо знаем, что будущее американской военной помощи Украине является одним из самых серьезных вызовов украинской дипломатии. Противники помощи Украине, среди прочего, часто высказывают мнение, что расходование огромных сумм помощи Украине (вместо того, чтобы потратить их на финансирование каких-либо внутренних приоритетов или программ в США) не отвечает интересам Америки. То есть – не дает американцам никакой выгоды. В этом контексте визит президента Украины на вновь созданный или расширенный под нужды Украины завод – это правильный мессидж, призванный напомнить, что помощь Украине выгодна США даже с точки зрения увеличения финансирования своей промышленности и создания новых рабочих мест (есть и другие аргументы, чем помощь Украине отвечает интересам США, но к нынешней ситуации они не имеют отношения).
Можно ли избежать скандала с обвинением во вмешательстве во внутренние дела США?
Сложный вопрос, для полного ответа на который мне не хватает информации, но попробую на основе того, что мне известно сейчас.
Понятно, что подготовка визитов иностранных лидеров, компоновка программы, временные рамки, объекты для посещения – это всегда был вопрос очень чувствительный. Для Украины потенциальные и прямые угрозы ее лидеру на сегодня требуют повышенной секретности, а детали визита преимущественно держатся в тайне до последнего момента. Американцы, в практике которых нередко проходят посещение их президентами своих военных контингентов заграницей в зоне боевых действий, прекрасно владеют практикой публичного объявления о таких событиях постфактум.
Мне неизвестно, имели ли американские законодатели доступ к информации о подготовке посещения президентом Украины завода в Пенсильвании и имели ли заранее возможность выразить интерес присоединиться к группе, сопровождавшей президента Украины в поездке? Однако хорошо известно, что республиканцы знали о подготовке визита в целом и даже получали предложения по встрече с Владимиром Зеленским, от которых однако отказались. В частности, украинский президент заявлял публично, что хочет презентовать свои планы кандидату в президенты США Дональду Трампу, однако эта встреча в рамках нынешнего визита так и не состоялась. И не из-за отсутствия интереса украинской стороны. Учитывая это, трудно представить республиканцев жертвой заговора, целью которого было повлиять на президентские выборы в США, оградив их от участия в визите президента Зеленского.
Также в поездке в Пенсильванию президента Украины не сопровождали члены Конгресса. Присутствие высшего должностного лица штата и встреча с губернатором посещаемого штата являются протокольной нормой и обычаем и не может забрасываться как нарушение чего бы то ни было.
Не знаю можно ли было найти на территории США другой подобный завод вне штатов, которые будут определять судьбу предстоящих выборов в США, но замечу, что штат Пенсильвания слишком удобно расположен как с точки зрения перемещения между Вашингтоном и Нью-Йорком, так и с точки зрения трансатлантических перелетов.
Я также пока не знаю, обсуждалось ли в нашем посольстве в Вашингтоне посещение данного предприятия с точки зрения политических рисков, связанных с выборами в США? Если обсуждалось и взвешенная позиция была за поездку – это одно, если не обсуждалось – это плохо. Но, ставя себя на место посла Маркаровой, должен признать, что наверняка, взвесив риски, рекомендовал бы президенту Зеленскому лететь в Пенсильванию. Слишком важно было и донести сигнал, что помощь Украине выгодна американцам, слишком хорошо Пенсильвания отвечает логистическим потребностям (минимальные расстояния, минимальное время для переездов). Также посол однозначно учитывала, что предложения республиканцам от Украины о встречах были, и именно эти предложения были знаком того, что Украина соблюдает правила сбалансированных отношений с обеими политическими партиями.
Похоже, что ультиматум республиканцев продиктован исключительно интересами избирательной кампании в США. Реагирование на него станет подогреванием в избирательной кампании в той же степени, что и игнорирование.
Могу лишь выразить соболезнование уважаемой мной Оксане Маркаровой, что она стала заложницей положения. Понятно, что работать с MAGA крылом республиканцев было для нее непростой задачей до сих пор, а теперь это превращается в непреодолимую проблему.
Вместе с тем, именно потому, что любое реагирование на ультиматум является проигрышным для Украины в любом случае, я бы не торопился что-то делать немедленно. Делать хуже можно в любое время. Но в зависимости от того, как на эту ситуацию захотят среагировать в Белом доме, из этого кризиса можно будет выйти с минимальными потерями. А шаг этот очевиден – расширение военной помощи и упразднение ограничений на ее использование.