Утилизация автохлама успешно похоронена еще до ее рождения
Как предотвратить превращение Украины в свалку старых авто?
В нашем государстве до сих пор не налажена система утилизации автомобилей, исчерпавших сроки эксплуатации. Профильное законодательство существует только на бумаге, в то же время ситуацию усложняет наплыв в Украину «евроблях», которые скоро могут пополнить массивы автомобильного «мусора». В то же время существуют достаточно эффективные западные модели переработки и утилизации автохлама. Но, к сожалению, украинская власть ничего не делает для заимствования этого опыта, поэтому нам угрожает превращение громадных территорий нашей страны в «кладбище» отработанных авто.
Автомобили – на свалках
По данным нескольких источников, всего в нашей стране зарегистрировано более семи миллионов легковых авто. Но не стоит надеяться, что большинство из них в нормальном техническом состоянии: 27% автомобилей наездили более 30 лет и 47% – от 10-ти до 30-ти. Более того, по данным компании AUTO.RIA, 15% активной части авторынка Украины – это еще советские автомобили. По статистике сервисных центров МВД по вопросам регистрации автомобилей в Украине, в 2019 году больше всего регистрационных действий – 125 тысяч – было выполнено с автомобилями марки ВАЗ.
Кстати, статистика продажи легковых транспортных средств (ТС) в последние годы не добавляет оптимизма. Так, в 2019-м украинцы приобрели б/у авто в пять (!) раз больше, чем новых: 408 тыс. против 81,6 тыс. В прошлом году цифры практически не улучшились, – приобретено 353 тыс. уже эксплуатируемых легковушек и лишь 85,5 тыс. новых. Если же учесть еще и количество нерастаможенных «евроблях», в странах-импортерах считающихся хламом и не подлежащих эксплуатации (по разным данным – 1–1,5 миллиона!), то перспективы засорения украинских локаций брошенными на произвол судьбы авто вполне реальны.
Но и без этого в нашей стране ежегодно выводится из эксплуатации 100–200 тыс. ТС. По данным предприятия по продаже оборудования для переработки твердых бытовых отходов «Hammel-Украина», самостоятельно вывозят изношенные автомобили на рециклинг около 5% автовладельцев. Хотя, как увидим дальше, это – весьма оптимистичная цифра.
В то же время, по экспертным оценкам, в нашей стране более миллиона старых авто критически нуждаются в утилизации.
Хотя по большому счету в Украине почти половину легковушек надо отправить «на металлолом», ведь их средний возраст составляет 20 лет. По этому показателю мы едва ли не на одном уровне с Кубой. Что и не удивительно: в условиях слаборазвитой экономики и большого количества неимущих украинцев с низкими зарплатами, мало кто может позволить себе приобрести новое авто. Поэтому и ездят на старых, а водители-новички покупают б/у «легковушки» с солидным пробегом и в довольно сомнительном техническом состоянии.
В то же время в Европейском Союзе средний срок эксплуатации легковых авто составляет 10 лет. Потом автовладелец должен снять его с регистрации и утилизировать. Так ли происходит в Украине? К сожалению, нет: в нашем государстве миллионы использованных авто владельцы оставляют где попало – на улицах городов, в лесополосах или на свалках.
Также нельзя недооценивать угрозу автомобильного хлама для окружающей среды. Кроме загромождения городского пространства или природных локаций габаритными «останками», старые и списанные автомобили содержат много токсических загрязняющих веществ. Это прежде всего тяжелые металлы (свинец и др.), остатки горючего и машинного смазочного масла, технические жидкости, электролиты, кислоты, пластмассы, ржавчина автомобильного кузова и т.п. Если весь этот хлам не утилизировать правильно, то токсичные смеси могут проникнуть в почву и подземные водные источники, а следовательно – сделать их опасными для природы и здоровья граждан.
Мертвые законы
Возникает естественный вопрос: почему в нашем государстве не запущена эффективная система утилизации старых авто, а власть продолжает «системно» закрывать глаза на проблему? В чем причина такой политической слепоты и тотальной бесхозяйственности? Это несмотря на то, что в Украине есть целый блок законодательства, регулирующий как систему обращения с отходами, так и рециклинг старых авто.
Во-первых, профильный Закон «Об утилизации транспортных средств», принятый еще в 2014 году, никоим образом не решает проблему: его нормы существуют только на бумаге. Главное – в документе не определено, какие именно автомобили подлежат рециклингу. В нем не прописаны требования ни к возрасту транспорта, ни к его техническому состоянию. Так что же тогда утилизировать?! А главное – закон лишь декларирует необходимость правильного обращения с автомобильным хламом, не предусмотрев для граждан ни малейшей обязанности сдавать использованное авто на квалифицированную «санацию». Следовательно, нет и механизмов привлечения к ответственности за неправильное обращение с автохламом, разве что бывший собственник «навсегда» оставит автомобиль перед полицейским участком! Налицо весьма характерный парадокс украинских реалий: зачем нужен целый закон об утилизации старых автомобилей, если де-факто дело это – сугубо добровольное?
Получается автовладельцам больше на руку сдать «ликвидные» элементы авто на металлолом, получив за это хоть какую-то копейку (конечно, отходы такой «переработки» фирма преимущественно выбрасывает «на природу»). Или же граждане оставляют «автоветерана» где-нибудь в подворотне. А то и вывозят на стихийную свалку.
Во-вторых, в «Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года» отработанные автомобили вообще не рассматриваются как отходы, вместо этого фокус сделан на «батареях и аккумуляторах». Поэтому нет и «протокола» обращения с изношенными ТС, поскольку их лишь достаточно условно можно причислить к муниципальному «мусору». Кстати, в законопроекте «Об управлении отходами», принятом ВР в первом чтение 21 июля 2020 г., старые авто не квалифицируются как отдельная разновидность мусора, поэтому и не предусмотрены четкие механизмы финансирования работ по утилизации автохлама. Поэтому «муниципальный оператор управления бытовыми отходами» де-факто не будет обязан эти процессы контролировать.
Что интересно: ст. 10 законопроекта предусматривает такое понятие как «расширенная ответственность производителя». Но эта норма носит лишь рамочный характер и не содержит механизма ее реализации. Вместо этого законодатель, «определяя» порядок рециклинга отработанных ТС, отсылает к профильному, то есть мертвому Закону «Об утилизации транспортных средств». По сути – получается замкнутый круг.
И, в-третьих, небрежное обращение с отработавшими авто в нашей стране, убивающее экологию и уродующее городское пространство, – следствие банального отсутствия механизмов и источников финансирования. Попытки наладить переработку старых автомобилей в Украине были, но они лопнули, как мыльный пузырь. В 2014 году, параллельно с принятием Закона «Об утилизации транспортных средств», депутаты внесли изменения в Налоговый кодекс, утвердив новый сбор – экологический налог на переработку авто. Его должны были взимать с граждан во время покупки транспортных средств, зато, если автомобиль выходил бы из строя, его утилизировали бы бесплатно. Планировалось, что за первый год после утверждения новшества госбюджет получит 2,2 млрд грн и государство за счет этих средств сможет возмещать предприятиям стоимость утилизации. Но уже в конце 2014-го новый налог отменили из-за давления автомобилистов и бизнеса. С тех пор система утилизации старых авто остается в нашей стране успешно похороненной еще до рождения, хотя тогда лицензию на утилизацию отработанных ТС получили 280 предприятий.
Кстати, в открытых источниках до сих пор не найти официальной статистики о том, сколько всего авто в Украине прошли квалифицированный рециклинг. Впрочем, действительно «убийственные» данные приводит экспертная группа CASE-Украина в рамках исследования по проекту Atlas Network: сегодня утилизацию по лучшим международным практикам де-факто способны осуществить всего шесть предприятий из 300 официально зарегистрированных (еще бы: где финансовые стимулы?). В то же время с начала 2013 года было утилизировано «аж» 200 легковушек – из одного миллиона, критически нуждающихся в рециклинге! Это отнюдь не 5% из общего массива, которые их автовладельцы будто бы самостоятельно сдают в правильный «утиль»; эти данные никоим образом не коррелируют с реалиями.
А как у западных партнеров?
В то время как украинская власть полностью игнорирует проблему «кладбища старых авто» на своей территории, ведущие страны мира не только изобрели эффективные алгоритмы рециклинга, но и получают при этом немалую экономические выгоду. Приведу несколько самых показательных «кейсов».
В 2000 году Европарламент принял директиву 53/2000/ЕС, согласно которой 95% деталей утилизированного авто должны возвращаться на повторное производство. Поэтому компании по рециклингу продают запасные части, агрегаты и детали со старых транспортных средств на автомобильном рынке, а вторичное сырье (черные, цветные и ценные металлы, пластмасса, стекло, текстиль) реализуют предприятиям металлургической и химической промышленности. А отработанное топливо, шины, ткани и другие отходы используют для производства электроэнергии и тепла предприятия альтернативной энергетики. Рациональные европейцы в процессе рециклинга авто не выбрасывают на свалку практически ничего. Кроме того, в ЕС действует эффективная система мотивации для автовладельцев.
Например, в Германии с 1997 года все автопроизводители и импортеры обязаны принимать произведенные или завезенные ими транспортные средства для утилизации бесплатно. При этом по закону глубина переработки должна быть не ниже 95%. «Стейкхолдеры» или создают собственные центры рециклинга, или заключают соглашения с профильными компаниями (их работает в стране свыше пяти тысяч). Причем каждый автовладелец, сдавший авто на рециклинг, получает вознаграждение – 100–150 евро. Интересно, что в 2009 году Германия начала государственную программу, введя дотацию в сумме 2 500 евро на приобретение нового авто каждому гражданину, сдавшему на утилизацию легковушку «возрастом» более девяти лет. В целом власть выделила из госбюджета 5 млрд евро, и программой воспользовались более двух миллионов немцев. В то же время действует специальная программа концерна Volkswagen: потребитель получает значительную скидку на новую легковушку, если сдает на переработку дизельное авто.
В Нидерландах удалось сформировать самую удачную и эффективную систему утилизации автомобилей, позволяющую решить практически все проблемные вопросы, связанные с экологическими и экономическими вызовами. Средний коэффициент вторичной переработки машин в этой стране 96% – самый высокий в мире. Во время первого взятия на учет каждого нового авто владелец платит утилизационный сбор в размере 45 евро – именно из этого фонда государство и покрывает затраты на утилизацию. Распорядителем полученных средств является публичный Центр экспертизы и утилизации ARN, объединяющий почти 300 специализированных пунктов приема и рециклинговых предприятий по всей стране.
В США годовой оборот отрасли авторециклинга достигает 20–30 млрд долл., на утилизацию ежегодно поступает 14–15 млн легковых авто. В стране работают более 200 предприятий, оснащенных шредерными установками, а также около 10 тысяч частных профильных компаний. Суммарный коэффициент утилизации старых автомобилей составляет в среднем 82–83%, а коэффициент рециклинга черных и цветных металлов – близок к 100%. Важный нюанс: в США, как и в европейских странах, мало кому из автовладельцев придет в голову бросить старую машину где попало, ведь там действует довольно жесткая ответственность: штрафы исчисляются несколькими десятками тысяч долларов или евро. А главное – утилизационный бизнес является прибыльной отраслью, он создает новые рабочие места и наполняет налогами государственную казну.
Как наладить систему авторециклинга в Украине?
Для этого власть должна срочно применить как минимум такие алгоритмы:
- разработать новый Закон «Об утилизации транспортных средств», которым ввести европейскую норму о необходимости переработки и повторного использования не менее 95% деталей и материалов утилизированного авто. В законе, как и в «Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года», такие отходы следует причислить к крупным габаритным предметам потока вторичных материальных ресурсов, соответственно определив конкретные механизмы контроля со стороны муниципальных органов власти над их переработкой и утилизацией.
- разработать национальный стандарт рециклинга отработанных авто, который будет базироваться на принципе экономической целесообразности в цепи «производитель отходов–сортировщик отходов–переработчик вторичных ресурсов». Выполнение функции приема и сортировки отработанного авторесурса целесообразно возложить на муниципальные центры рециклинга, которые надо создать при каждом местном органе власти. Очевидно, есть смысл предусмотреть в течение 3–5 лет дотации из государственного бюджета на функционирование таких центров;
- главное – обеспечить эффективную модель финансирования утилизации старых авто. Следовательно, есть смысл позаимствовать элементы немецкой или швейцарской модели, согласно которой государство мотивирует владельца старого авто сдавать его в утилизацию (например, покрывает десятую часть затрат потребителя на покупку нового авто). А также обеспечивает условия для рентабельного утилизационного бизнеса. Речь идет о создании специального государственного фонда (наподобие швейцарского Auto Recycling Suisse), средствами которого будут покрываться затраты предприятий по рециклингу. Поскольку специальный налог с автовладельцев в Украине не сработал, надо наполнять этот фонд частично – из специальных взносов автопроизводителей, импортеров, дилеров и продавцов; определенным процентом от акцизных налогов на горючее и транспортные средства; из грантов международных донорских организаций и т.п. В то же время бюджетные затраты могут быть компенсированы за счет продажи продуктов рециклинга – автодеталей, металлов и другого сырья, энергетических ресурсов.