Увольнение Ткаченко – только начало
Кроме Ткаченко, в зоне риска есть еще несколько министров и высокопоставленных чиновников
Всю текущую неделю обсуждаются скандалы с сомнительными бюджетными расходами, которые противоречат условиям и логике войны, организации эффективного сопротивления российской агрессии.
В некоторых интервью на эту тему я предполагал, что в конце концов проблема будет решаться на уровне Президента Украины, как это было в похожей ситуации в начале года. Так оно и произошло. На эту проблему обратил внимание Президент Зеленский. Одним из последствий его критической реакции будет увольнение министра культуры и информационной политики.
Вряд ли такое решение стало сенсацией. Александр Ткаченко уже давно находился в зоне риска. И поэтому его увольнение с должности министра, да еще на фоне последних резонансных скандалов, является ожидаемым и закономерным. Кстати, в зоне риска есть еще несколько министров и чиновников.
В контексте этой темы обращу внимание на несколько важных обстоятельств.
Во-первых, нельзя в условиях войны полагаться на то, что все серьезные и принципиальные проблемы решает только президент. Да, у нас сейчас де-факто президентская форма правления, есть централизация, которая связана с правовым режимом военного положения. Я также понимаю и политтехнологическую логику такого реагирования. Но, как минимум часть тех бюджетных проблем, которые сейчас обсуждаются в обществе, можно и нужно оперативно решать на уровне Кабмина, отдельных ведомств и соответствующих местных государственных администраций. Должны работать государственные институты, а не только политическая воля руководителя государства. Между прочим, общественные институты, осуществляющие контроль за бюджетным процессом, снова сработали хорошо и обратили общественное внимание на актуальную проблему.
Во-вторых, есть определенные и достаточно серьезные проблемы с бюрократическими механизмами бюджетного процесса, которые мешают своевременному и эффективному финансированию насущных потребностей в организации сопротивления российской агрессии. И Кабмину вместе с народными депутатами есть над чем поработать по приспособлению нашей бюджетной системы к условиям войны и требованиям режима военного времени. В частности министру финансов стоит подумать не только над тем, какие еще налоги и акцизы надо увеличить для сбалансирования государственного бюджета, но и над сокращением некоторых сомнительных бюджетных расходов. И главное, чтобы бюджетная система быстро и должным образом работала в первую очередь на интересы обороны и выживания страны, а не на интересы отдельных чиновников и политиков.