Виртуальное «богатство» Крыма и выборы Путина
Ирония ситуации в том, что благодарить Москву не за что
Чем ближе выборы президента в соседней России, тем громче звучат заявления крымского руководства о якобы небывалом экономическом росте. Подконтрольные Кремлю власти республики создают виртуальную реальность российского «благоденствия».
Российский глава Крыма Сергей Аксенов уверен, что после аннексии доходы республики выросли более чем в два раза. «У нас, крымчан, есть возможность сравнить некоторые индикаторы развития экономики и благосостояния граждан в российском Крыму с аналогичными показателями украинского периода. Собственные доходы бюджета Крыма выросли в сравнении с украинским периодом в 2,5 раза. А если учитывать помощь федерального бюджета, то более чем в 7 раз», – уверен Аксенов.
На этом основании, утверждает он, крымские власти могут увеличить расходы «на модернизацию социальной инфраструктуры и на повышение качества жизни людей». По его словам, финансирование здравоохранения в 2014-2016 годах увеличилось в 2,4 раза в сравнении с 2011-2013 годами; уровень безработицы в сравнении с началом 2014 года снизился в 4 раза, а потребности крымских предприятий в рабочей силе якобы выросли более чем в три раза.
При этом не уточняется, о каких именно суммах в рублях или долларах идет речь. Как крымчане со слов Сергея Аксенова могут удостовериться, что доходы республики «выросли в 7 раз»? Такой возможности у них нет. Равно как заявления о небывалом «росте расходов» на медицину не соответствуют реальной обстановке в крымских больницах и амбулаториях: очереди к специалистам, текучка медицинских кадров, мизерные зарплаты, условно «бесплатное» лечение на фоне дорогих лекарств. От бравурных речей руководства крымского Минздрава морщатся даже записные сторонники аннексии.
Фактические власти Крыма манипулируют статистикой, некорректно сравнивают нынешний уровень жизни с, как они выражаются, «украинским периодом». Особенность нынешней ситуации в том, что Сергей Аксенов, как и остальные крымские власти, включился в предвыборную кампанию президента Владимира Путина. Сначала он заявил, что «все вздохнули с облегчением», узнав, что действующий глава российского государства решил баллотироваться. Затем на своей странице в сети Facebook отчитался об увеличении мест в детских садах и реализации так называемых «майских указов», подписанных российским президентом еще в 2012 году. Документ предполагал поэтапное повышение зарплат бюджетников.
Аксенов заявил, что внимательно посмотрел большую пресс-конференцию Владимира Путина. Крымский глава уверен, что российский президент особое внимание уделил вопросам экономики и социальной сферы. На самом деле, общение президента с прессой не оправдало ожиданий многих журналистов и экспертов. Наблюдатели хотели услышать от него новые идеи по поводу развития России; выхода страны из кризиса, который не может скрыть даже официальная пропаганда; нормализации отношений с Западом и возможности снять санкции. Разговор оказался пресным, с набором старых тем и риторических приемов: Путин заверил, что не допустит «майдана» в России, Крым в 1954 году передали Украине «незаконно», а украинцы и русские, по его мнению, являются «одним народом».
Крымчане, судя по реакции в социальных сетях, хотели услышать от Путина конкретные ответы на вопросы об экономических перспективах России, которая временно контролирует полуостров. Их ожидания не оправдались. Путин ничего не сказал о крымской экономике, социальной сфере и зарплатах. Еще недавно он называл полуостров «сакральным», указывая жителям на их якобы особый статус в глазах Кремля. Аксенову пришлось, условно говоря, спасать ситуацию, рассказывая о том, насколько хорошо стали жить крымчане за последние почти четыре года. Мол, за это нужно благодарить российское руководство и персонально президента.
Ирония ситуации в том, что благодарить не за что. Нельзя говорить о «росте благосостояния» крымчан, когда республиканские чиновники снижают прожиточный минимум. В недавнем постановлении российского Министерства труда и социальной защиты Крыма указано, что средняя величина прожиточного минимума на третий квартал 2017 года составляет 9803 рубля (примерно 4470 гривен) на человека. Во втором квартале того же года этот показатель был на уровне 9936 рублей (более 4530 гривен).
Чиновники полагают, что молодая семейная пара без детей может прожить примерно на 20 тысяч рублей в месяц. С учетом цен в Симферополе, этих денег хватит только на еду, если уж очень «ужаться», и на проезд в маршрутках. Фраза «прожиточный минимум» в такой ситуации звучит очень условно. Если у молодежи есть силы заработать дополнительно, то у крымских пенсионеров дела обстоят гораздо хуже. Власти пообещали старикам увеличить их минимум аж на 100 «деревянных», доведя показатель прожиточного минимума до 8530 рублей. Этих денег старикам не хватит даже на лекарства.
Аксенов заявлениями о «росте» крымских доходов пытается мобилизовать местный электорат на выборы Владимира Путина. И таких оптимистичных сообщений будет еще много. Аннексированный полуостров является для Кремля одним из ключевых регионов, в котором действующий президент должен получить максимальную поддержку. Москва и власти полуострова фактически рассматривают голосование 18 марта 2018 года как очередной «референдум», подтверждающий результаты предыдущего «волеизъявления». То есть речь идет о масштабной информационной спецоперации.
Поэтому единственное, на чем власти не станут экономить, – телевизионная пропаганда. Аксенов сразу после благодарностей в адрес Путина торжественно сообщил об открытии нового телевизионного комплекса канала «Крым 24». Теперь у жителей республики будет еще больше возможностей увидеть и услышать по телевизору, насколько улучшилась их жизнь после весны 2014 года.