Все еще вторая армия? Что нам нужно знать о России и ее месте в мире
До международной изоляции РФ, увы, по-прежнему далеко
За годы войны наше восприятие России изменилось настолько, что трудно вспомнить, каким оно было до 2014 года. Деградация образа культурной, богатой и процветающей империи, созданного многовековой пропагандой, оказалась стремительной. Актеры, писатели и спортсмены, чьи достижения казались важными, если не выдающимися, политические аналитики, журналисты и ученые, к мнению которых прислушивались, вмиг потускнели, утратили ореол значимости, стоило им публично повторить невероятную ложь, непрерывно продуцируемую Кремлем. Дом, который построили творцы современной России, и Путин – лишь последний из них, только снаружи выглядел как Зимний дворец, а на поверку оказался прокуренной избой с закопченным потолком и сортиром в углу, возле полуразваленной печи.
Особенно радикальные трансформации произошли в течение последнего года. Вторая армия мира (по мнению экспертов Global Firepower Index-2022) оказалась не только не второй, но даже не армией. «Культурная» нация показала свое истинное лицо, убивая и насилуя детей и стариков, подвергая пыткам и унижениям пленных, сжигая животных и людей заживо. То, что мы узнали, изменило нас, но, как выяснилось накануне годовщины «трехдневной» войны, оказалось недостаточным для авторитетных исследовательских структур Запада.
Портал Global Firepower составляет рейтинг армий 140 стран мира с 2006 года. Анонимные аналитики сводят статистические данные по 50 параметрам из неизвестных источников и публикуют общий рейтинг и сравнительные данные армий, якобы позволяющие получить представление об их огневой мощи. Так вот, год войны и огромные потери, которые наши Вооруженные силы нанесли агрессору, никак не изменили положение РФ в этом рейтинге. В Global Firepower Index-2023 Россия сохранила второе место, хотя и с худшим показателем, чем в 2022-м. Крайне любопытно, что и в 2022 году ее показатели были хуже, чем в 2021-м, но место все равно было второе. Правда, в этом году ВСУ поднялись с прошлогоднего 22-го места на 15-е, но сравнение мощи двух армий сохранилось на том же уровне – сильно не в нашу пользу.
Крайне трудно оценить, чем руководствовались эксперты рейтинга, приводя данные о количестве танков, самолетов и личного состава армии РФ – до разгрома под Киевом и Херсоном или после, до «ограниченной» мобилизации или уже с «мобиками», с учетом пригожинских бандитов и кадыровцев или нет. Но в этом рейтинге Россия опережает даже Китай. Авторы делают оговорку, что образ второй армии мира, конечно же, несколько потускнел после потерь в Украине, а Китай, напротив, набирает силу, однако чувствуется, что им все равно страшно.
Справедливо спросить, стоит ли вообще обращать внимание на подобные рейтинги, ведь сегодня мы лучше всех знаем, что представляет собой российская орда. Увы, стоит. В день публикации рейтинга ТАСС был уполномочен сообщить, что российская армия как была, так и остается второй, а вторая в мире – это почти первая, но в Европе. Для плохо думающей российской публики это важное признание их маниакального величия, как бы подтверждающее тезисы Кремля о скорой и неминуемой победе. Одно дело – танк «Армата», глохнущий на параде, и совсем другое – признание твоей силы потенциальным врагом. Не исключено, что и в некоторых западных столицах обращают внимание на серебряную медаль РФ, забывая о том, что ее вообще надо исключить из соревнований. Как говорят с известной долей цинизма знающие люди: есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика.
Но вот австралийский Институт Лоуи сложно заподозрить в некомпетентности. В ежегодном «Индексе силы в Азии-2022», недавно опубликованном этим авторитетным аналитическим центром Австралии (и, пожалуй, сильнейшим в регионе), Россия снова вошла в пятерку самых влиятельных стран после США, Китая, Японии и Индии. Австралия и Южная Корея, которая с 2017 года практически вытеснила Россию с региональных рынков вооружений, расположились следом. Индекс Лоуи составляется с 2018 года по 133 показателям для 26 стран Восточной, Юго-Восточной Азии и Океании по довольно сложной методике, которая включает как военный, так и экономический потенциал, имеющиеся ресурсы и даже культурный фактор.
Россия неизменно занимает пятое место в этом списке, хотя ее позиции год от года ухудшаются (и это на фоне провозглашенного несколько лет назад «разворота к Азии»). Тем не менее особенно интересно, как оценивают положение РФ австралийские аналитики после года войны, введенных Западом санкций и дипломатической изоляции. Так вот, по сообщению того же ТАСС, сильной стороной России признаны «политическая стабильность, устойчивость к внешним вызовам, обеспеченность ресурсами и хорошо зарекомендовавший себя потенциал ядерного сдерживания».
Подобное утверждение, мягко говоря, не соответствует действительности, как и многое из того, о чем трубит ТАСС. В отчете Института Лоуи отмечается, что позиции РФ в регионе ухудшаются по всем параметрам, кроме одного, который вырос, – военного потенциала, хотя совершенно непонятно, как удалось рассмотреть его укрепление на фоне военных провалов в Украине. Единственное, что связывает Россию и Азию в этом аспекте – поставки оружия, в частности в Индию и Вьетнам, и то в прошлом. Разве что активно развивается сотрудничество РФ с хунтой в Мьянме. Экономический вес России в Азии стремится к нулю, если не учитывать поставки нефти в Индию и Китай. Сильнейшей стороной России признана стрессоустойчивость к внешним воздействиям (то есть к санкциям) и это тревожный сигнал для демократической коалиции.
Аналитики Института Лоуи отмечают, что почетное пятое место России объясняется скорее ухудшением ситуации в Китае, где беспощадная борьба с ковидом обернулась рекордно низкими темпами роста. Сказывается и стагнация Японии, которая только в конце прошлого года начала просыпаться от многолетней инерции, касалось это вопросов безопасности или динамики развития современных технологических производств, в частности чипов. Обычно эти две страны служат источником инвестиций и развития для всей Юго-Восточной Азии, но не в последние годы.
Фундаментальные преимущества Японии, обеспечивавшие ей положение важнейшей «мягкой силы» – значительные финансовые ресурсы, размер экономики и технологическое превосходство, находятся в упадке с 2018 года. Стареющее население, жесткие меры во время пандемии и сокращающиеся инвестиции в технологический сектор поставили Японию перед перспективой утраты былого влияния на политические процессы. Япония остается в центре усилий по развитию режимов свободной торговли и производителем важнейшей продукции, в частности роботов, однако запас прочности, по мнению австралийских аналитиков, исчерпывается. Тем не менее по такому показателю, как превышение влияния над имеющимися ресурсами, Япония – номер один в регионе, а Россия – вторая с конца, хуже только Северная Корея.
Но вернемся к России. Как будто двух приведенных выше примеров недостаточно, в ноябре прошлого года Всемирный банк включил Россию в число «лидеров» цифровой трансформации и цифровизации государственного сектора услуг. Об этом сообщили СМИ РФ со ссылкой на GovTech Maturity Index(составляется Всемирным банком с 2020 года). Особо подчеркивается, что данные для этой авторитетной структуры готовила целая группа федеральных органов государственной власти, что и позволило РФ получить высокий А-рейтинг. Тот факт, что такой же рейтинг имеют 69 стран, включая, само собой, Украину, не меняет ситуацию. Удивительно, что в то время как Россия ведет войну против Украины, ее продолжают рассматривать как нормальное государство даже во Всемирном банке и оценивать наравне со всеми. Подобные оценки вовсю играют на руку российской пропаганде.
Есть и приятные новости. В январе выяснилось, что за прошлый год российский паспорт в «индексе привлекательности паспортов» по безвизу компании Henley&Partners опустился с 46-го места на 51-е (минус одна страна безвиза). Паспорт Украины оказался на 34-м месте (плюс три страны, куда украинцы могут ездить без виз, а это одна строчка вверх). Но 118 государств все еще готовы впускать россиян на свою территорию без визового контроля, и это тоже факт, который подлежит осмыслению.
Конечно же, никакие рейтинги не стоит переоценивать, поскольку многие из них несут существенный отпечаток субъективности. Однако не стоит их и недооценивать: во многих «объективных» аналитических оценках режим Путина черпает подтверждения своей мощи и влияния.