Забудьте о США. Facebook наделал беды и в других странах
Информационная война в Мьянме отображает растущую проблему для Facebook
В течение нескольких месяцев штаб-квартира Facebook в Менло-Парке, Калифорния, находилась в кризисном режиме, яростно пытаясь уменьшить ущерб, связанный с его ролью в президентской кампании в США в прошлом году.
Компания провела всеохватывающую оборонную кампанию в преддверии слушаний в Конгрессе в связи с вмешательством в выборы в 2016 году, наняв три внешние коммуникационные фирмы, опубликовав полностраничные газетные объявления и мобилизовав топ-руководителей, включая Марка Цукерберга и Шерил Сандберг, чтобы опровергнуть обвинения в том, что Facebook не смог предотвратить манипуляции России итогами выборов.
Никакое другое затруднение в 13-летней истории Facebook не вызвало такой ответ с четвертым уровнем тревоги.
Но в то время как акцент на России понятен, Facebook гораздо менее говорит о злоупотреблении своими услугами в других частях мира, где ставки могут быть намного выше, чем выборы. На прошлой неделе мои коллеги из The Times сообщили об этнической чистке мусульман-рохинджа (Rohingya), этнического меньшинства в Мьянме, подвергшегося жестокому насилию и массовому перемещению.
Насилие против рохинджа подпитывалось, в частности, дезинформацией и пропагандой анти-Rohingya, распространяемой на Facebook, который используется в качестве основного источника новостей многими людьми в стране. Вредоносные фотографии и необоснованные слухи стали вирусными на Facebook, в том числе многие из них распространили официальные правительственные и военные аккаунты.
Информационная война в Мьянме отображает растущую проблему для Facebook. Компания успешно подсоединила мир к средствам связи и вещания в режиме реального времени, а затем во многом оставила его, когда нужно справляться с последствиями.
«Во многих из этих стран Facebook - фактически общественная площадка, - говорит Синтия Вонг, старший интернет-исследователь Human Rights Watch. - Из-за этого возникают очень серьезные вопросы о том, что Facebook должен взять на себя большую ответственность за вред, которому их платформа способствовала».
В Мьянме рост настроений против рохинджа совпал с бумом в использовании социальных сетей, который частично приписывается самому Facebook. В 2016 году компания сотрудничала с государственной телекоммуникационной компанией MPТ, чтобы предоставить подписчикам доступ к своей бесплатной программе. Free Basics включает ограниченный набор интернет-услуг, в том числе Facebook, которые можно использовать без учета плана данных сотового телефона. В результате число пользователей Facebook в Мьянме резко возросло до более чем 30 миллионов сегодня с двух миллионов в 2014 году.
«Мы много работаем, чтобы информировать людей о наших услугах, придаем большое значение инструментам, которые помогут им защитить свои учетные записи и повысить уровень цифровой грамотности, - отметила Дебби Фрост, пресс-секретарь Facebook. - Чтобы быть более эффективными в этих усилиях, мы работаем с гражданским обществом, партнерами по безопасности и правительствами - подход, который мы считаем особенно важным и эффективным в странах, где люди впервые сталкиваются с интернетом через мобильный телефон».
В Индии, где интернет-пользование также увеличилось в последние годы, WhatsApp, популярное приложение для обмена сообщениями, которым владеет Facebook, был наполнен слухами, обманом и ложными историями. В мае регион Джаркханд в Восточной Индии был дестабилизирован вирусным сообщением WhatsApp, которое ложно утверждало, что банды в этом районе похищают детей. Эта информация вызвала большую панику и привела к серии ответного самосуда, когда по меньшей мере семь человек были избиты до смерти. Местный кинематографист Винай Пурти сообщил Hindustan Times, что многие местные жители верили, что выдумка о похищении была реальной, поскольку она пришла по WhatsApp.
«Все, чем делятся по телефону, считается истинным», - сказал Пурти.
В своем заявлении WhatsApp отметил: «WhatsApp сделал коммуникацию дешевле, проще и надежнее для миллионов индейцев - со всеми вытекающими преимуществами. Хотя мы понимаем, что некоторые люди, к сожалению, использовали WhatsApp для запугивания других и распространения дезинформации. Именно поэтому мы призываем людей сообщать о проблемных сообщениях WhatsApp, чтобы мы могли принять меры».
Разумеется, Facebook не несет прямой ответственности за насильственные конфликты, и вирусная дезинформация в его сервисах едва ли уникальная. Когда не было социальных сетей, лживая информация рассылалась по электронной почте, а городские легенды передавались от человека к человеку. Но скорость роста Facebook в развивающемся мире сделала его особенно мощной силой среди новых пользователей интернета, которые, возможно, не так скептически относятся к тому, что видят там.
Компания сделала много попыток обучить пользователей опасностям дезинформации. В Индии и Малайзии она публиковала газетные объявления с подсказками для выявления ложных новостей. В Мьянме она сотрудничала с местными организациями по распространению печатных копий своих стандартов, а также создала учебные материалы для обучения граждан правильному поведению в интернете.
Но эти усилия, как и благие намерения, не прекратили насилие, и Facebook, похоже, не сделал их первоочередной задачей. У компании нет офиса в Мьянме, и ни Цукерберг, ни Сандберг не обнародовали какие-либо публичные заявления о кризисе рохинджа.
Исправление дезинформации - это сложная философская проблема для Facebook, который считает себя нейтральной платформой, избегающей принятия редакционных решений. Общественные стандарты Facebook запрещают высказывание ненависти и угроз, но многие вредные вирусные посты, таких как в группах WhatsApp в Южной Индии, которые распространяют ложные слухи о правительственной кампании иммунизации, не являются ни распространяющими ненависть, ни прямо угрожающими, и они не будут запрещены по стандартам Facebook, если они исходят из достоверных учетных записей.
Борьба с дезинформацией особенно сложна в WhatsApp, приложении для частных сообщений, так как нет никакого общественного информационного следа для проверки фактов.
Facebook утверждал, что преимущества предоставления доступа в интернет для международных пользователей в конечном итоге перевесят расходы. Адам Моссери, вице-президент Facebook, разработчик новостной ленты, заявил журналистам в этом месяце: «В конце концов, я не думаю, что мы, как человеческая раса, будем сожалеть об интернете».
Цукерберг повторял это мнение в манифесте 2013 года под названием «Является ли доступ к интернету базовым правом человека?», в котором он сказал, что предоставление населению мира интернета будет «одной из самых важных вещей, которые мы все делаем в нашей жизни».
Этот оптимизм может быть слабо понятен для жителей таких стран, как Южный Судан. Несмотря на то, что он является одной из беднейших и менее «проводных» стран в мире, где только около 20 процентов граждан подключены к интернету, африканская нация стала очагом дезинформации в социальных сетях.
Как сообщают BuzzFeed News, политические «оперативники» внутри страны и за ее пределами использовали Facebook-сообщения для распространения слухов и разжигания ненависти между соперничающими группировками, поощрения насилия, которое грозит перерасти в гражданскую войну. В докладе Организации Объединенных Наций в прошлом году было отмечено, что в Южном Судане «социальные средства массовой информации использовались приверженцами всех сторон, в том числе некоторыми высокопоставленными правительственными чиновниками, для преувеличивания инцидентов, распространения лжи и скрытых угроз, откровенных сообщений о подстрекательстве».
Это невероятно сложные вопросы, и для Facebook может быть невозможно, - а это, напомним, технологическая компания, а не глобальная миротворческая сила, - решить их быстро. Но как показала реакция компании на российский кризис, она способна действовать быстро и мощно, когда угрожают ее интересам.
Информационные войны на развивающихся рынках могут представлять собой не столько серьезную угрозу для бизнеса Facebook, сколько угрозу для разгневанных законодателей в Вашингтоне. Но люди умирают, а сообщества разрываются на части из-за инструментов, которые Facebook построил. Это должно стать еще более серьезной проблемой в Менло-Парке.
Перевод: «Главком»