Зеленский потерял реальную власть в стране
Как долго страна в условиях войны и пандемии сможет удержаться на плаву без сильного лидера в президентском кресле?
Формальные полномочия не всегда определяют реальную власть. Они должны быть подкреплены легитимностью. Нужны работающие механизмы для реализации этих полномочий. И, конечно, политическая воля их использовать. Сама по себе должность президента дает статус, кортеж и теплый кабинет. Не более.
Что мы видим сегодня по факту с реальными полномочиями Зеленского. Формально он практически император. Он президент со всеми обозначенными законами правами, у него свой Офис президента, уже больше, чем на 100% прокурор – его человек. Монобольшинство в Верховной Раде и по прежнему самый высокий рейтинг. Казалось бы – Янукович удавится от зависти, а Зеленскому для любого решения достаточно дать команду в устной форме. Но по факту… в памяти всплывает не Янукович, а Ющенко.
Карантин в Украине. Мэры крупных городов откровенно «забивают» на запреты из киева и отменяют карантин каждый в меры своего понимания. Зеленский вместо моментальной жесткой кары бунтовщикам спускается на их уровень, диктуя угрозы в очередном видосике. Вызывает ответную реакцию в СМИ, ничего не может сделать, демонстрируя окружающим слабость и неспособность заставить выполнять свои распоряжения.
Соратники по власти тоже откровенно пренебрегают мнением президента. У Тищенко в Киеве работает ресторан. После скандала Зеленский держит очень долгую паузу, а потом… проводит с Тищенко «жесткую беседу». От которой тому ни холодно, ни жарко. Это выглядело настолько жалко и неубедительно, что просто не может не остаться без последствий. На Зеленского будут реагировать еще меньше, увы.
Зато уже на следующий день в СМИ появляется сюжет о том, что вовсю работает салон жены Тищенко. То есть президента не слушают и не боятся. Ни местные элиты, ни противники, ни даже соратники по партии. А голосования в Верховной Раде? Монобильшинство в 254 голоса формально есть, а по факту без голосов других фракций не всегда получается набрать 226 необходимых. Банковский (так называемый «антиколомойский») законопроект – яркий тому пример.
И чем он, простите, управляет в этой ситуации? Точно не страной. При высоком рейтинге, серьезной легитимности в глазах избирателей и полной свободе в кадровых вопросах Владимир Александрович Зеленский выглядит совершенно беспомощным. Не участником процесса, а зрителем. Пока ключевые решения принимают в Офисе президента – именно оттуда приходят команды в Верховную Раду по голосованиям. И даже министров часто просто не ставят в известность о принятых решениях (за исключением министра МВД) – кадровые замены в налоговой и таможне тому яркий пример. Накануне глава Мифина говорит, что никто увольнять руководителей не будет, а уже на следующий день – до свидания. Но это решения президента или чужие?
Остаются два вопроса. Первый – как долго страна в условиях войны и пандемии сможет удержаться на плаву без сильного лидера в президентском кресле. Второй – если президент не влияет на процессы, кто в настоящий момент управляет Украиной?