Жизнь без Лукашенко. Что ждет Беларусь
Мы должны понимать: в случае избрания условный Лукашенко 2.0 не потребует вывода российских войск из Украины
Александр Лукашенко возглавляет Беларусь с 1994 года, поставив ряд рекордов пребывания на вершине Олимпа государства. «У нашей страны нет прежнего», – горько шутят белорусы, однако у ситуации есть шансы измениться. Однако назвать этот процесс перемен демократизацией язык не поворачивается.
Понятно, что оппоненты Лукашенко, подавляющее большинство которых находятся либо за границей, либо в тюрьме, могут воспринять подобное развитие событий неоднозначно. Уход Лукашенко от формальных рычагов власти, с одной стороны, может казаться победой, с другой – далеко не будет означать быстрое освобождение из тюрьмы или возвращение из эмиграции. Однако Украина должна моделировать различные сценарии развития ситуации в стране, с которой более 1 000 километров общей границы и которая устами Лукашенко объявила о соучастии в агрессии России.
Состоявшаяся на днях встреча Лукашенко с давней марионеткой Кремля Пушилиным подтверждает, что Кремль научился делать белорусскому диктатору предложения, от которых поэтому невозможно отказаться. Думаю, что следующим шагом в этом направлении станет визит Лукашенко в оккупированный в 2014 году рашистами Крым, где состоится торжественное публичное прощание с мифом о внешнеполитической автономии Беларуси. В сочетании с заявленным Путиным стремлением разместить в Беларуси тактическое ядерное оружие картина выходит невеселая: суверенитет Беларуси практически уничтожен реверансами Лукашенко перед РФ. Их щедро оплачивает Россия, позволяя сохранять социальную стабильность в Беларуси и уменьшая риск внутриполитического взрыва.
При этом официально оформлять Союзное государство (перехват Кремлем этой мечты Лукашенко станет результатом отдельного исследования) не обязательно достаточно обеспечить фактический характер действий. Вряд ли РФ в нынешних внешнеполитических условиях заинтересована в поглощении практически единого государства, заявляющего о своей поддержке российской агрессии против Украины. Отмечаю: я четко различаю позицию официальных властей РБ и граждан Беларуси, не охваченных антиукраинской истерией. Однако мощный полицейский аппарат и выжженное политическое поле открывают возможности масштабной имитации демократии на белорусской территории.
Понятно, что главным препятствием для реализации этого сценария выглядит сам Лукашенко, для которого оказаться без реальных рычагов власти означает столкнуться с серьезными рисками для личной безопасности. Сценарий «елбасизации» многолетнего руководителя Беларуси или дворцового переворота все же следует подвинуть на периферию внимания. Однако вряд ли кто-то считает, будто подобные разговоры о «самопожертвовании во благо братской России» с Лукашенко в Кремле не велись. Причем не только в диалоге с Путиным, но и на более низком операционном уровне. Для России игра в демократию на территории Беларуси выглядит вариантом интернационализации войны с Украиной без потери ранее достигнутых позиций.
С Лукашенко может сыграть злую шутку его собственная склонность к популистским методам продления пребывания у власти. Граждане Беларуси не слишком развращены регулярными демократическими выборами и политической конкуренцией, поэтому могут довольно спокойно воспринять обращение Лукашенко по поводу объявления досрочных президентских выборов. И кто даст гарантию, что они не пройдут, например летом текущего года (предыдущая президентская кампания финишировала в августе 2020-го)? Публичный отказ Лукашенко от баллотирования может даже вызвать эйфорию в рядах его противников. Однако сорвать голосование оппоненты Лукашенко вряд ли смогут разве что обозначить соответствующее стремление, о чем свидетельствует их не слишком успешная борьба против сомнительного референдума, на котором были утверждены изменения в Конституцию.
Главным бенефициаром «игры в демократию» на территории Беларуси, безусловно, Россия. Там уже осознали, что война с Украиной будет продолжаться дольше, чем ожидалось, поэтому вполне могут обеспечить формальную смену власти в Беларуси. Этот процесс, замечу, не будет означать отказ от предыдущих «даров лояльности», которые Лукашенко представил Кремлю. Но мировое сообщество, привыкшее играть по правилам, может столкнуться с рядом вызовов.
Я намеренно не называю фамилию человека, способного заменить действующего диктатора на посту президента, поскольку в кремлевском электоральном эксперименте это не будет иметь никакого значения. Мужчина или женщина возглавит Беларусь после многолетнего хозяйничания Лукашенко – тоже не принципиально, хотя женщина могла бы получить больше пространства для маневра. Понятно одно: никто из представителей старой/новой оппозиции Лукашенко в президентской кампании принять участие не сможет из-за пребывания за пределами государства. Следовательно, конструкция белорусских демократических сил, построенная на условной легитимности Светланы Тихановской, может дать трещину. Более того, из-за возможной амнистии новым президентом незарегистрированного в 2020 году находящегося за решеткой кандидата в президенты Виктора Бабарика ситуация в среде белорусских демократических сил может измениться. Появление нового сильного игрока, сочетающего статус «нового лица» с опытом пребывания за решеткой и наличием ресурсов, изменит ситуацию внутри белорусской оппозиции.
Гипотетические сегодня досрочные президентские выборы могут подарить Беларуси формально более легитимного руководителя, чем Лукашенко. Даже гораздо более легитимный, при этом далеко не факт, что он не окажется акцентированно пророссийским. По этому признаку, напомню, в цивилизованном мире все еще не дискриминируют, очевидно, по той причине, что децимация в этом случае была бы слишком масштабной для Старого Света. Откажутся ли его признавать США и ЕС? Далеко не факт, потому что в нынешних условиях в Беларуси можно провести выборы «не совершенные, но со стремлением к демократии» и даже запустить наблюдателей ОБСЕ. Напомню, что позиции России внутри ОБСЕ остаются достаточно весомыми. Найдутся ли непретенциозные кандидаты с готовностью к участию без стремления к победе в президентской кампании? И здесь ответ положительный.
Непростой вызов предстанет и перед Украиной, ведь смена руководителя соседнего государства потребует определения новых матриц политики по отношению к Беларуси. Нынешняя построена на надеждах на возможный ренессанс торговли после завершения российско-украинской войны и нежелании вести диалог с представителями белорусских демократических сил. Уход Лукашенко от власти позволит официальному Киеву попытаться найти новую тональность в диалоге с минскими визави, и сохранившиеся до этого времени дипломатические отношения могут пригодиться. Однако ее нотки (и дипломатические ноты) лучше согласовывать в формате "Люблинского треугольника".
Однако мы не должны питать иллюзий: в случае избрания условный Лукашенко 2.0 не потребует вывода российских войск из Украины и не разорвет без санкции Кремля договоренности о размещении тактического ядерного оружия на территории Беларуси. Скорее мы столкнемся с циничным использованием гибридного электорального оружия, способного поставить перед соседями Беларуси ряд новых вызовов, изменить привычную оптику восприятия ситуации в государстве, без демократизации которого Европа вряд ли будет безопасной.