«Моё такси»: нью-йоркский таксист 20 лет фотографировал своих пассажиров
Внутри такси общественное пространство плавно перетекает в личное. Люди в нём дерутся, занимаются любовью, едят, обдумывают планы мирового господства или спят. Многие ведут себя так, будто никого рядом нет. Всё это на протяжении 20-ти лет попадало в объектив фотографа и таксиста Райана Вайдемана.
В 1980 году Райан Вайдеман (Ryan Weideman) приехал в Нью-Йорк, чтобы стать уличным фотографом. У него был диплом, полученный в Калифорнийском колледже искусств и ремёсел, и определённый стиль, в значительной степени сформировавшийся под влиянием других фотографов, включая Ли Фридлендера и Марка Коэна.
Прожив месяц в Нью- Йорке, Вайдеман понял, что фотосъёмкой не может оплатить квартиру. А после случайной встречи с соседом, который водил такси, Вайдеман и сам обрёл новую профессию.
В распоряжении Райана появилось просторное старое такси, которое он водил с 17 часов вечера до 5 утра. Сначала он пытался фотографировать всех, кто садился в его машину, но вскоре научился отличать интересных персонажей. Обычно он спрашивал разрешения, но однажды просто сказал: «Не двигаться, я фотограф!». И начал снимать.
«После первой недели за рулём такси я разглядел в нём фотографический потенциал. Столько интересных и необычных людей садились в моё такси. Казалось, фотографировать – это единственное, что мне нужно было делать. Картина заднего сиденья постоянно сменялась новыми интересными людьми, что захватывало, вдохновляло и создавало собственную неповторимую атмосферу», - рассказал Райан.
В 1990 году Вейдеман подвёз Аллена Гинзберга. Поэт написал на квитанции: «Заднее сиденье нью-йоркского такси – это человеческий зоопарк. Такси-дермист Райан Вайдеман смонтировал эти человеческие разновидности с юмором, смелостью и точностью». И подписался: «Пассажир Аллен Гинзберг». Теперь эта фотография принадлежит Бруклинскому музею.
За два десятилетия Райан Вайдеман сделал в своём такси множество чёрно-белых снимков. Фотографии вошли в сборник «Моё такси» (My Taxi), который