Умер художественный руководитель Театра на Левом берегу Эдуард Митницкий

Эдуард Митницкий
gazeta.ua

Митницкому в августе исполнилось 87 лет

Сегодня, 31 октября, скончался украинский режиссер, Народный артист Украины и руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра Эдуард Митницкий. Об этом сообщил в Facebook известный театральный критик Олег Вергелис .

Причины смерти художника пока не сообщаются.

Родился Митницкий в августе 1931 года в Киеве.

Окончил Киевский педагогический институт (1956) и Киевский государственный институт театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого (1964), где с 1993 г. стал его профессором.

С 1972 по 1975 гг. — главный режиссер Киевского театра оперетты.

В Русском драматическом театре Литвы поставил спектакли «Украденное счастье» И. Франко (1996), «Пять пудов любви» («Чайка») А. Чехова (1997), «Анна Каренина» (2004).

В 1973-1975-х годах - художественный руководитель Киевского театра оперетты.

 С 1994 года - художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра.

 С 1952 года был женат на пианистке, дочери Михаила Вериковского Елены Вериковской (1932-2004). От нее есть сын Дмитрий (род. 1958) - музыкант, работает в оперном театре города Гера, Германия. Второй брак - музыкант Лариса Аблова (род. 1945).

Всего Эдуардом Митницким создано более 140 спектаклей в театрах Украины, России, Германии, Чехии, Болгарии и других странах.

«Скотч» собрал лучшие высказывания великого режиссера о жизни и театре.

«...Искусство сегодня становится все более поверхностным, так как человеческая психика перегружена сомнениями, недоверием, страхом, апатией. Когда у человека не удовлетворены простейшие потребности и он не знает, на что жить завтра, искусство начинает врать. Потому что правда жизни такая горькая, что видеть эту правду на сцене еще горше. «Почему я туда пойду, если у меня и так плохое настроение? Дайте мне хотя бы на 2 часа забыться».

«...Во все тяжелые времена люди связывают свои надежды с театром: они стремятся услышать правдивое слово, или пережить страсти чужой жизни, или почувствовать творческое наслаждение. Ведь зритель - соучастник творчества, только он с другой стороны рампы.

Поэтому театр - это тайник для человека; он помогает удержать равновесие, становится душевной поддержкой, которая так необходима человеку. Такое хранилище, я уверен, призывает театры к серьезной ответственности».


«...Жизнь человечества неисчерпаема, на каждом витке истории она видоизменяется. И это должны изучать не только социологи, но и художники. Поэтому театр, наверное, все же должен расщеплять человека и предъявлять такие художественные комбинации, чтобы даже самого прагматичного и бесчувственного заставить чувствовать. Говорить о человеческом устройстве – вот предназначение театра».

 «…Сегодня каждый существует в своей скорлупе, для людей главная проблема – выжить. А у тех, для кого эта проблема не актуальна, есть другая проблема – не быть убитым. Но кроме накопительских интересов важны моменты, когда душа твоя, соприкоснувшись с миром Достоевского, Толстого, Чехова, очистится, заноет, заплачет, как дитя, затоскует необыкновенной интеллигентской тоской, то есть, попадет в мир неожиданный и некаждодневный. Именно к таким парадоксам должен сегодня призывать театр».

«…Мы зашли в тупик на пути «внешнего» театра. Броского, подчас заманчивого, но забываемого через полчаса после закрытия занавеса. Некоторым режиссерам «нового призыва» мешают авторы, в том числе и классики; малокультурные критики не понимают сути вещей... А где же то, что заставляет тебя думать, чувствовать? Сегодняшний прагматизм работает против чувственного мира человека. А ведь театр существует именно для эмоционального обмена. Театр – это эмоциональная провокация зрительного зала. Предмет театра был и остается универсальным – бесконечные комбинации человеческих устройств».     


«...Театр – это увлечение человека, который на несколько часов погружается в другой мир. И дальше все зависит только от самого человека. Воздействие театра трансформируется в какое-то иное качество, может быть, в следующих поколениях, в общекультурном контексте. Культурное наследство передается незримыми путями – как культура восприятия, культура мышления, культура чувств. В конце концов, мир не так страшен, когда есть театр.»

Ранее сообщалось о возвращении легендарного спектакля «Тевье-Тевель» на сцену театра Франко.