Роднянский сравнил Путина с Гитлером и внезапно обратился к россиянам
Александр Роднянский написал пост для несогласным, вынужденно покинувший Россию и тех, кто остался
Продюсер Александр Роднянский – бывший киевлянин и основатель телеканала 1+1, который сейчас живет и работает в России, сравнил Путина с диктатором Германии Гитлером. Роднянский уверен, что война в Украине – это начало неизбежного краха режима Путина.
«Этот пост будет необычным. Сегодня многие сравнивают риторику кремлевского режима с риторикой гитлеровской Германии, – пишет Роднянский. – Поэтому пишу этот пост, обращаясь к многим несогласным, вынужденно покинувшим Россию. И, конечно, к тем, кто остался. В марте 1941 года в Германии из так называемых «народных приемников» – единственно дозволенных немцам радиоустройств, которые народ прозвал «глоткой Геббельса», – зазвучал голос настоящей Германии. В эфире Би-би-си с немцами заговорил Томас Манн. Из США, где Манн читал лекции в университете и дописывал тетралогию «Иосиф и его братья», – он обращался к немцам.
Его выступления записывали в лос-анджелесской студии NBC, самолетом переправляли запись в Нью-Йорк и по телефону – в Лондон, где ее проигрывали перед микрофоном. Все ради того, чтобы люди с риском для жизни услышали знакомый голос: «Немецкие слушатели! Дойче херер!»
Манна слушали в Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Чехословакии. После рождественского обращения, в котором Манн призвал немцев: «Спасите ваши души отказом верить и подчиняться вашим тиранам», в полемику с великим мастером иронии пустился «сам фюрер». Последний сказал, что такие «подстрекатели», как Томас Манн, просчитались: немцы не пойдут против него и его системы, а те, что пошли бы, заперты ключами и засовами.
«Во что я верю непоколебимо, – говорил Манн, – в то, что Гитлер не сможет выиграть эту войну, и эта вера основана больше на метафизических и моральных, нежели на военных причинах». В ноябре 1941 года, в пору боев под Москвой, он сказал соотечественникам: «Распад начался». А когда Геббельс убеждал немцев, что «в случае поражения нас всех повесят на одной веревке», Томас Манн напомнил, что, в отличие от режима подлецов, «народ всегда способен начать сначала».
Вместе со многими другими Томас Манн спас немецкую честь и достоинство в пору их почти полного посрамления. 55 ежемесячных обращений было передано в эфир за годы войны; в последнем выступлении 10 мая 1945 года он сказал: «Как горько, когда ликование мира достается ценой поражения и глубочайшего унижения собственной страны!»