Виктория Тигипко: В этом году ОМКФ посвящен комедиям
15-го июля в Одессе стартует VII-й по счету ОМКФ.
Вскоре пройдет седьмой по счету ОМКФ. За это время одни вещи в плане организации стало делать легче, другие — сложнее. Как обстоят дела сегодня?
Конечно, сегодня все по-другому. Каждый новый фестиваль – это результат тяжелой работы, которую мы проводим с 2010 года. Я не скажу, что в самом начале пути нам совсем никто не верил. Имидж и энтузиазм команды особых сомнений ни у кого не вызывали –ни тогда, ни тем более сейчас. Правда, одни задавались вопросом, как долго останется ОМКФ в Одессе, а другие предполагали, что фестиваль все равно переедет в Киев. По-видимому, срабатывала ассоциация с «Золотым Дюком»: он в свое время громко о себе заявил, но потом очень быстро сошел со сцены. Сегодня, как говорят представители нашего верного и надежного партнера «ТАСкомбанк», «ребенок уже пошел в школу». Одесский кинофестиваль вырос в большое мероприятие, которое живет, развивается, увеличивает свою аудиторию – зрителей, последователей, симпатиков, партнеров. Мы, как пионеры, активно двигаемся вперед: ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе! Мы снова вернулись в Оперный театр. Не буду рассказывать, насколько организационно сложно показывать кино в зале, совершенно не приспособленном для него, но в плане имиджа это очень красивая история. В этом году на ОМКФ будет показано 114 фильмов из 36 стран и 5 континентов (Азия, Европа, Северная и Южная Америка). Из них 37 короткометражных и 77 полнометражных. Самый короткий – одна минута, самый длинный – 162. Три экспериментальных фильма, шесть ТВ-сериалов, 17 анимационных фильмов, 18 документальных картин, 70 художественных.
В свое время мы сравнивали государственные дотации, которые выделяются для больших фестивалей в Европе и Америке, с теми, что получает ОМКФ. Это совершенно несопоставимые цифры. У них три миллиона долларов, а в Украине - 150 тысяч. Что-то изменилось сегодня?
Приятно, что с самого первого года ОМКФ желание помогать было у всех. Созрел запрос на проведение яркого масштабного мероприятия в правильном месте, в Одессе – ведь у нее своя большая киноистория. Уверена, ни один фестиваль не может похвастать таким калейдоскопом перемен, ярких событий и решенных сложностей, которые выпали нам. И тем не менее нам везде дают зеленый свет. Хорошо, что у властей есть понимание, что на культуре нельзя экономить – эмоционально, морально или финансово. Мы всегда выражаем огромную благодарность властям Одессы и области, а также Госкино, которые помогают нам. Это и контакты, и помощь в решении самых неожиданных ситуаций, неизбежных при организации такого большого мероприятия, как наше. Конечно, выделяют и финансирование, но оно никогда не покроет затрат фестиваля. Объемы государственной поддержки ежегодно варьируются, но, в целом не превышают 15% от нашего бюджета. Американские и европейские фестивали тоже получают господдержку лишь частично – правда, несравнимо больше, примерно 50% от общего бюджета и выше. Иногда она доходит даже до 70%. Мы же работаем при содействии партнеров, которых в этом году более ста. Все, что мы получаем, полностью вкладываем в развитие фестиваля, в поддержку того уровня, которого нам удалось достичь за семь лет работы.
В одном из интервью вы говорили, что стремитесь войти в топ-тройку фестивалей Восточной Европы.
На сегодняшний день Одесский кинофестиваль – один из самых крупных в Восточной Европе. Наша ежегодная аудитория насчитывает 120 тысяч зрительских посещений. Среди самых ярких событий – киноперформанс на Потемкинской лестнице в сопровождении симфонического оркестра, собирающий около 15 тысяч человек. Мы гордимся тем, что фестивалю удалось занять прочное место на мировой кинокарте: в этом году заявки на участие в фестивале прислали 75 стран мира, что составляет треть от их общего количества. Представляете, треть мира считает важным участие в Одесском кинофестивале! Нам очень повезло с выбором города. Одесса – европейская жемчужина, большой портовый центр со своей аурой и богатой историей, его невозможно сравнить с каким-либо другим городом в Европе. Добавьте к этому голливудских знаменитостей с одесскими корнями – таких как Кирк Дуглас, Сильвестр Сталлоне, Леонардо Ди Каприо, – и вы оцените весь потенциал. У Дастина Хоффмана, например, бабушка из Одессы. Одессу неплохо знают в Голливуде и хотят к нам приезжать. Но нужно дождаться, пока ситуация стабилизируется, потому что именно это мешает везти звезд. Их агенты очень переживают. И если раньше они слышали «нет» от атташе по культуре, то теперь это «нет» от военного атташе. Территория нестабильна. Иногда нас спасает сарафанное радио – те, кто уже был у нас на фестивале, с удовольствием рекомендуют ОМКФ своим друзьям. Так, благодаря рекомендациям Стивена Фрирза, который приезжал в 2014-м, главой жюри в этом году станет Кристофер Хэмптон – оскароносный сценарист, член Британского Королевского литературного общества, командор ордена Британской империи и обладатель наград фестивалей класса А.
Изначальная концепция ОМКФ, арт-мейнстрим, остается в силе или же будет корректироваться? В сторону арт-хауса или наоборот – более доступных зрителю фильмов?
Идея арт-мейнстрима – интеллектуального кино, которое интересно широкой аудитории – нам очень нравится. Она понятная и правильная, соответствует запросу нашего зрителя. Пожалуй, это лучшая концепция, которая может быть в формате зрительского фестиваля. В то же время мы не устаем экспериментировать. Все новое, что есть, мы пропускаем через фильтры нашей команды и партнеров. Мы смотрим на то, чем живут страны со всех континентов. В этом году наш фестиваль посвящен комедиям разного плана – больше артовым, чем арт-мейнстримовым. Будут представлены и обычные комедии, и более сложные, специфические черные комедии. В любом из них есть уникальные моменты, посылы и смыслы, которые люди наверняка запомнят и будут обсуждать. В международной конкурсной программе фестиваля также впервые будет показан хоррор-мюзикл – польская картина «Дочери дансинга». Также мы открыли новую программу – конкурс европейского документального кино, в котором представлены шесть лучших мировых кинолент. Кстати, в этот конкурс вошла и украинская картина, «Холодный Яр. Интро» Алины Горловой.
Полное интервью с Викторией Тигипко читайте на сайте журнала Elle.