Эдит Пиаф, алкоголь и геноцид армян: Жизнь Шарля Азнавура в пяти его хитах

Шарль Азнавур

Творчество гениального шансонье впитало в себя дух послевоенной Франции, уважение к Армении и любовь к женщинам

Во Франции умер шансонье и актер Шарль Азнавур. При жизни он написал более 1000 композиций и стал одним из классиков современной французской музыки.

Путь в музыку Шарля Азнавура начался после знакомства с Эдит Пиаф. Они встретились в ресторане в Париже: молодой Шарль был простым музыкантом, а Пиаф - мировой звездой. Впоследствии они отправились на гастроли в США и Канаду, а Шарль Азнавур стал другом и автором песен Пиаф.

Также певец признавался, что обожал Эдит Пиаф еще и как… партнера по выпивке.

«Мы оба это любили. В одних странах мы пили красное вино, в других пиво, а в США — шампанское, обычно выбирали одну и ту же марку», — вспоминал шансонье.

Он уверял, что они могли проводить вместе по 24 часа, но никогда не оказывались в постели. При этом именно Эдит Пиаф уговорила его сделать пластическую операцию — уменьшить нос.

После операции Азнавур почувствовал себя намного увереннее. И даже понял, что теперь сам может исполнять лирические песни о любви, которые он раньше отдавал другим артистам из-за боязни показаться смешным.

Композицию Plus bleu que tes yeux ( «За твои голубые глаза») Шарль написал для Пиаф в 1951 году. А в 1997 создал виртуальный дуэт с проекцией великой певицы.

Помимо эстрадной деятельности творческая жизнь Азнавура была тесно связана с  кино. Он участвовал в более чем 60-ти картинах, начал сниматься в конце 30-х годов. Его песни звучали во  многих фильмах всего мира.

В советской картине «Тегеран 43» (1980) лейтмотивом фильма была одна из  самых знаменитых песен Шарля Азнавура Une Vie D’Amur («Жизнь в любви»). Сами французы по  достоинству оценили вклад Азнавура в кинематограф. В 1997 году ему была вручена высшая награда французского кино — почетный Сезар.

«Стреляйте в пианиста» - второй полнометражный фильм одного из ключевых представителей французской новой волны в кинематографе Франсуа Трюффо. Азнавур сыграл там главную роль ресторанного музыканта Шарли.

Шарль Азнавур происходил из армянской семьи. Знаменитый шансонье всегда гордился своим происхождением и признавался, что именно ему он обязан своими качествами и всегда гордился своим происхождением.  Его бабушка сбежала во Францию во время геноцида армян.

В различные годы жизни в интервью или на сцене Азнавур не упускал случая, чтобы не упомянуть об Армении. Он рассказывал о Геноциде армян, объяснял, почему он и другие представители армянского народа живут за пределами своей исторической родины.

Песню Ils sont tombés ( «Они ушли») Азнавур посвятил жертвам геноцида. «Когда народ захлебывался своей кровью, Европу интересовали только джаз и музыка», - пел Азнавур. Кроме того, в начале 2000-х он снялся в фильме «Арарат» канадского режиссера Атома Эгояна.

Однако главным хитом была La Bohema, где лирический герой предстает в образе художника, жившего на парижском Монмартре. 

Он исполнял ее почти на каждом концерте и записал английскую, немецкую, итальянскую, испанскую и португальскую версии.

Дуэты Азнавура были такими же хитовыми. Например, знаменитая Une vie d'amour ( «Жизнь в любви»), которую он спел с Мирей Матье. 

Впервые эта песня Азнавура прозвучала в вышедшем в 1980 году фильме советско-французского производства «Тегеран-43» — с Игорем Костолевским, Арменом Джигарханяном и Аленом Делоном в главных ролях. Такой — под названием «Вечная любовь» — ее полюбили советские слушатели. А французские подтянулись уже после знаменитого исполнения композиции с Мирей Матье.

Музыка Азнавура стала одним из символов послевоенной Франции - одним из тех феноменов, которые представляют культуру Франции в мире.

Несмотря на свой солидный возраст Азнавур продолжал гастролировать. Его выступление в Киеве было запланировано на 20 октября, но теперь уже никогда не состоится.