Жашков шпионов
«Мост шпионов» — американский фильм о событиях той фазы «холодной войны»...
«Мост шпионов» — американский фильм о событиях той фазы «холодной войны», которая имела все шансы перерасти в «горячую». Этот фильм получил достаточно хорошие отзывы критиков и «оскар» в 2016. В Украине лента успешно демонстрировалась и собрала в нашем прокате больше 50 млн гривен.
Полностью повторять информацию об этом фильме нет смысла, важно понимать то, что люди, делегированные защищать иностранцев, попавших в плен, явно это сделали не для того, чтобы навредить своей стране и помочь врагу. Просто так нужно для соблюдения приличий и хотя бы иллюзии справедливости.
Поэтому и странно, что так мало людей озаботились убийством адвоката Юрия Грабовского, защищавшего российского солдата, взятого в плен в Донбассе. Ведь голливудская картина показала, как иногда бывает тяжел моральный и профессиональный долг, но почему нужно даже шпионам и врагам предоставлять право на защиту.
Конечно, в современных условиях напряженности между Украиной и Россией, приговоров Олегу Сенцову, Надежде Савченко и другим украинцам в тюрьмах за границей, не приходится слишком уж «чистоплюйствовать». Но право на защиту есть у каждого человека. Даже, если этот человек был взят в плен на поле боя.
Я понимаю, как тяжело было Юре вести этот процесс. Я знаю (знал?) Юру уже больше 6 лет и не было ни единого повода усомниться в его профессиональных качествах. Мы не были друзьями, но общаться с ним было большим удовольствием. Мы могли расходиться во взглядах, но его ум и эрудиция всегда давали повод считать проведенное с ним время полезным.
И поверьте – когда ты узнаешь из новостей о том, что твоего знакомого убили, при чем военный прокурор, смакуя, рассказывает гадкие подробности этого, — не знаю, как вы, но я ужаснулся. Веселого, ироничного, жизнерадостного человека нашли закопанным, как собаку, где-то под Жашковом в Черкасской области.
Я ужаснулся тому, что в Украине до сих пор это возможно. Ужаснулся тому, что профессионализм и политическая целесообразность происходящего стоили моему знакомому жизни. Ужаснулся тому, что адвоката убивают за честное выполнение его обязанностей.
Конечно, можно сказать, что, мол, уже погибли тысячи людей, можно тыкать пальцами в соседние страны и их правителей, поэтому представителя другой стороны недостойны сочувствия и справедливого разбирательства. Совершая такую ошибку и проводя аналогии, мы, таким образом, ставим себя на уровень с худшими представителями КГБ канувшего в лету СССР.
То, что адвоката убили за его профессиональную деятельность в отношении пускай даже «врагов», стало бы огромным скандалом в демократическом государстве. Но так как Украина лишь в начале пути самоопределения после долгих лет просвещенного абсолютизма, шумиха ограничилась несколькими сообщениями в СМИ в конце прошлой недели.
Преступникам и обществу были даны четкие сигналы – государству плевать на безопасность, на эталонную законность и профессионализм. Каждый может стать мишенью и каждый может пострадать, а правоохранительные органы его не защитят. Те, кто должен не допустить преступлений, предпочитают лишь их расследовать.
Арсена Авакова я знал «шапочно» еще со времен моей работы помощником Александры Кужель. Арсен Борисович был энергичным и сильным оппозиционером во времена Януковича, много хорошего сделал во время Майдана и в первые месяцы после. Нельзя отрицать то, что без него мы бы получили второе «лето 1953-го», которое бы не закончилось и поныне.
Но, как и любая власть, особенно такая огромная, лидерство в МВД изменило Авакова образца 2011-2013 гг. Реформы правоохранительных органов, о которых отчитывается правительство, в большинстве своем являются косметическими, не изменив системных просчетов и недостатков.
Именно Юра Грабовский мог бы достаточно рассказать о беспределе уже новой полиции, о том, как трудно было жить в другой реальности: с телеэкранов и соцсетей все мы слышим одно, а в отделении видим то же самое, что видели 24 года до этого. И Юра заставлял эти правоохранительные органы работать. Может, именно поэтому его и не защитили.
Я прекрасно помню, как я пришел в управлении полиции в одном из районов Киева. Там мне один полицейский в Киеве вскользь спокойно рассказал об убийстве Бузины, добавив: ну, вот Вас убьют, тогда и приходите, поможем. Это шутка, добавил он тут же.
Правоохранительные органы, как объяснил мне этот полицейский, занимаются лишь мелкими правонарушениями. Большие, по их мнению, должны относиться к компетенции СБУ. Напоследок этот офицер сказал, что если я никого не убил и ничего не украл, то зачем мне вообще приходить в полицию. Такой вот юмор.
Понимаю, что раздолбайство и бездеятельность этого офицера и его руководства – не вина конкретно Авакова, Деканоидзе или Згуладзе. Но то, что такая работа полиции является повсеместной и в порядке вещей – в этом проблема. Очень сомневаюсь, что высшие чины в системе не понимают ситуации в своем ведомстве.
Возвращаясь к убийству Юры, нужно отметить, что своим попустительством и отсутствием офицерской чести правоохранительные органы подыгрывают соседнему государству. Это не Путин, не Кремль или Госдума, это наши реформированные полиция и прокуратура допустили и санкционировали убийство адвоката.
Какие-то сайты тиражируют басни о личных проблемах Юры, делают гнусные предположения насчет его семьи. В отличие от многих других, он умел жить, делал это красиво и с умом, живя в тесной квартирке на киевской Борщаговке. Он был бесконфликтным и мудрым человеком.
И поэтому его жаль. Он открыто говорил, что ему угрожают, но воспринимал это всегда с юмором, который всегда был ему присущ. Не жаловался, не просил, просто иронизировал. Наверное потому наши доблестные органы не воспринимали это всерьез – им ведь думать намного тяжелее, чем нам всем, да?
Но именно дурошлепство и непрофессионализм украинских силовиков постоянно дают поводы говорить о беспределе в Украине. Раз за разом, неужели им самим это не надоело? Впечатление, что большинство руководителей полиции и прокуратуры – недавно выпущенные из специального интерната дети, которые только учатся познавать мир.
Прописная истина, что адвокатов, берущихся за показательные и щекотливые дела, нужно защищать и охранять сильнее, чем никому не нужных политиков, для полиции и СБУ оказалась непостижимой. Вот вам и репутация органов и государства.
Можно долго распаляться на эту тему, но человека уже не вернешь. Очень хотелось бы, чтобы мы дожили до того момента, когда наши правоохранительные органы будут защищать живых людей, а не радостно произносить трогательные надгробные речи. А Юре – вечная память: он был далеко не самым плохим человеком и отличным юристом. И спасибо, весельчак!
Источник: Эхо Москвы