На яких умовах можливе завершення війни між Росією та Україною?
Найоптимістичніший для нас сценарій – повне звільнення всіх окупованих територій
Мовою оригіналу
Эскалация войны в Украине со стороны России может спровоцировать ее затягивание, а также интенсификацию военных действий. При этом со стороны Кремля все чаще звучат предложения о переговорах и мире. На каких условиях тогда возможно завершение войны?
Вначале рассмотрим сценарии завершения войны, которые обсуждаются, однако, представляется наименее вероятными.
Первый из таких сценариев, – военная победа России, капитуляция Украины. Путину не удалось добиться такого результата даже в первые недели войны, когда, казалось бы, у него были для этого все возможности. А дальнейшее развитие военных действий показало, что Россия заметно ослабевает и постепенно отступает с оккупированных территорий в Украине. К тому же Украина все больше опирается на военно-техническую и экономическую поддержку своих международных партнеров. А это наиболее высокоразвитые страны мира. Совсем иная ситуация у России, которая пополняет свои арсеналы разве что иранскими дронами. Даже Китай воздерживается от прямой поддержки России. Да, у России есть большие природные и немалые людские ресурсы, и пока что хватает денег на войну. Этого достаточно для продолжения войны против Украины, но, как оказалось, не для победы. Даже использование Россией тактического ядерного оружия не изменит ход войны в пользу Путина. Если использовать такое оружие на линии фронта, то в зоне поражения окажутся в том числе и российские войска. Учитывая рассредоточенность украинских войск, поражающий эффект от использования тактического ядерного оружия будет ограниченным, а вот сама война станет беспощадной и перейдет на территорию России. Для украинцев тогда не будет никаких ограничений в средствах борьбы против России.
Второй из таких сценариев – мирный договор между Россией и Украиной. В первые месяцы войны это был вполне возможный сценарий, учитывая переговоры, происходившие в марте. Но Россия тогда хотела не взаимоприемлемого компромисса, а капитуляции Украины, что было неприемлемо ни для руководства нашей страны, ни для абсолютного большинства украинцев. В дальнейшем раскрытие военных преступлений россиян в Украине и российское наступление на Донбассе показали, что с Россией вряд ли возможно договориться о полноценном мире. После этого, а также вследствие успешных контрнаступлений ВСУ, мотивация к мирным переговорам резко уменьшилась с украинской стороны. Ну а после аннексии Россией четырех временно оккупированных украинских регионов исчезла даже теоретическая вероятность какого-либо мирного компромисса между Украиной и Россией. Именно поэтому Президент Украины Владимир Зеленский заявил о невозможности переговоров и мира с режимом Путина. Для украинцев неприемлем отказ даже от части оккупированных регионов, а Россия вряд ли согласится на возвращение Украине хотя бы некоторых из аннексированных территорий.
Сценарий третий – возникновение прямого военного конфликта между Россией и НАТО, включая риск глобальной ядерной войны. По оценкам большинства экспертов пока это маловероятный (по причине своей фатальности), но все-таки возможный вариант дальнейшего развития нынешней войны в Украине.
Очень заметно, что и США, а тем более европейские страны не хотят прямого военного столкновения с Россией из-за рисков возникновения глобальной ядерной войны. Но точно также Запад не может позволить России выиграть войну против Украины, потому что тогда война неизбежно придет на территорию стран НАТО и ЕС. Опьяневших от крови и военных завоеваний диктаторов останавливают только их военные поражения. Поэтому Запад будет пытаться остановить (а при возможности и победить) Путинскую россию на территории Украины.
Россия, в свою очередь, видит своего главного противника не в Украине, а в США и НАТО. Все выступления и комментарии Путина пронизаны риторикой войны с Западом. Однако в обычной (конвенциональной) войне против НАТО у России нет шансов. Российская армия не способна победить и одну Украину, что тогда говорить о военном блоке высокоразвитых стран.
Ядерный конфликт может привести к взаимному уничтожению. Поэтому Россия пока ограничивается якобы опосредованной войной с Западом на территории Украины. Но при этом очевидно, что кремль уже начал против Запада гибридную войну – через провоцирование резкого роста цен на энергоносители и ограничение поставок газа в Европу, через кибератаки и попытки внутриполитической дестабилизации в отдельных странах Европы. Уже есть первые признаки диверсионных атак на инфраструктурные объекты в странах Запада.
В гибридных атаках против Запада, или в военных атаках против Украины кремль может и заиграться, незаметно перейдя недопустимую «красную линию». США и НАТО могут ответить и на использование тактического ядерного оружия против Украины, и на российские удары по инфраструктурным объектам стран Запада. В этом случае достаточно быстро может возникнуть цепная реакция взаимного обмена ударами. И тогда вопрос будет только в том, перейдут ли стороны к использованию стратегического ядерного оружия.
Запад явно пытается избежать такого фатального сценария. А вот чего ждать от Путина, который неумолимо идет путем эскалации войны? Готов ли он пойти на крайние средства перед угрозой поражения? И будут ли выполнять в России преступные приказы, способные уничтожить саму россию, а вместе с ней и большую часть мира? На эти вопросы пока нет однозначных ответов.
Поэтому данный сценарий на сегодняшний день остается в зоне неопределенности, В ближайшей перспективе (как минимум до полугода) он представляется маловероятным, так как Путин будет пытаться достичь своих целей средствами конвенциональной (обычной) войны. Но в условиях угрозы полного военного поражения России риски такого сценария существенно возрастут.
Рассмотрим теперь более вероятные сценарии завершения войны.
Начну с самого неоднозначного и, по сути, тупикового сценария – Замораживание войны (частичное или полное): возникновение в ходе боевых действий равновесия военных потенциалов противостоящих сторон, стабилизация линии фронта и переход военных действий в позиционную фазу на достаточно длительный период (около года, а возможно и дольше). Военные действия в этом случае могут продолжаться неопределенное время в виде периодических или эпизодических обстрелов и локальных столкновений вдоль линии фронта. В случае затягивания такой ситуации не исключены переговоры о взаимном прекращении огня и даже достижение соответствующего соглашения.
По косвенным признакам можно сделать вывод, что для Путина сценарий «замораживания войны» представляется приемлемым, но при условии, что он сохранит контроль над аннексированными регионами и это будет закреплено неким межгосударственным соглашением. Однако это неприемлемо для Украины. Поэтому максимум, что возможно в рамках данного сценария – техническое и процедурное соглашение о прекращении огня (на уровне военного руководства противоборствующих сторон).
Эта ситуация во многом будет напоминать то, что было в ходе войны на Донбассе с весны 2015 г. по февраль 2022 г. Последствия могут быть такими же. Данный сценарий не предполагает полноценного мира, скорее это будет неопределенная и нестабильная пауза перед новой войной. При этом, как показал опыт войны на Донбассе, соглашение о прекращении огня может периодически нарушаться.
Данный сценарий будет возможен при следующих условиях: Россия относительно приспосабливается к санкционному давлению и длительной войне, но не имеет возможности победить Украину; Запад продолжает оказывать Украине умеренную (но уже меньшую по объемам) военно-техническую и экономическую поддержку, минимально необходимую для сдерживания российской агрессии, но недостаточную для наступательных действий и освобождения оккупированных территорий; международные партнеры могут подталкивать руководство Украины к соглашению о прекращении огня.
Реализация такого сценария вызовет критику и внутри Украины, и внутри России, что также обусловит его нестабильность.
На ближайшую перспективу (до года) такой сценарий представляется маловероятным. Но в случае затягивания войны на длительный период (еще более чем на год) его вероятность может возрастать.
Самый оптимистичный для нас сценарий – полное освобождение всех оккупированных территорий. Он будет возможен при сочетании следующих факторов: качественное усиление военного потенциала Вооруженных сил Украины (ВСУ) с помощью наших международных партнеров, что создаст существенное превосходство над российской армией и позволит ВСУ вести активные и успешные наступательные действия; резкое усиление кризисных тенденций в российской экономике и политике, возникновение в РФ острого внутриполитического кризиса вследствие тяжелых военных поражений в Украине. Именно острый внутрироссийский кризис может создать благоприятное окно возможностей для полного освобождения Украиной всех оккупированных территорий.
Завершение войны в данном случае произойдет либо по факту выхода Вооруженных сил Украины на украино-российскую границу 1991 г. и соответствующего прекращения активных военных действий, либо путем подписания (представителями Вооруженных сил) договоренности о прекращении военных действий по линии украино-российской границы 1991 г.
Умеренно-оптимистический сценарий – постепенное (поэтапное) освобождение большей части оккупированных территорий (оккупированных территорий Херсонской и Запорожской областей; части, а при благоприятных условиях и всех оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей), за исключением Крыма и, возможно, части Донбасса. Очень условно, это примерный выход на рубежи до 24 февраля 2022 г., хотя на Донбассе могут быть фактические отклонения от этой линии в ту или иную сторону.
Данный сценарий может быть возможен при следующих условиях: успешные поэтапные наступательные действия Вооруженных сил Украины; устойчивая военно-техническая и экономическая поддержка Украины со стороны наших международных партнеров; военно-политическое и экономическое ослабление России, но без возникновения системного внутреннего кризиса; высокий риск применения Россией ядерного оружия в случае попытки освобождения Донецка, Луганска и, особенно, Крыма, что может побудить наших международных партнеров к активным переговорам с Россией и Украиной о прекращении огня на условной линии «до 24 февраля 2022 г.», или фактической линии фронта на тот момент. Еще одним аргументом для временного прекращения огня может быть большое число жертв с украинской стороны при попытке наступательной операции по освобождению Крыма (возможно, также Донецка и Луганска).
В данном случае военные действия также могут завершиться техническим соглашением о прекращении огня. Внешне это будет напоминать сценарий «замораживания войны», но с одним существенным отличием. В Украине освобождение большей части оккупированных территорий будет восприниматься как относительная победа, хотя и будет критика, что не освободили Крым (или весь Донбасс). А вот в России это будет воспринято как болезненное поражение, как «похабный мир», и может стать триггером для возникновения внутриполитического кризиса. К тому же в россию начнет прибывать поток беженцев, а также обозленных и разочарованных участников военных действий, что только усилит внутреннее социальное и политическое напряжение в РФ. Если развитие внутренней ситуации в России будет происходить именно таким образом, то это отвлечет внимание от Украины со стороны российской власти и соперничающих политических группировок в России. В случае обострения этого кризиса в перспективе может открыться окно возможностей для полного освобождения всех оккупированных территорий.
Таким образом, исход войны будет определяться следующими факторами: эффективностью боевых действий каждой из противоборствующих сторон, уровнем (степенью достаточности) поддержки Украины ее международными партнерами, а также развитием внутриполитической ситуации в России. От сочетания этих трех факторов будет зависеть не только финал войны, но и условия будущего мира, пусть даже и без его договорной формализации.