Кияни і самі б витратити 800 тис. грн бюджетних коштів, які виділяють кожному депутату
Хто і як витрачає наші гроші?
Мовою оригіналу
Кто решает, как будут тратиться деньги киевского городского бюджета?
Некоторые имена мы знаем. Например, это 120 депутатов городского совета. Каждый из них имеет право на свое усмотрение потратить по 800 тысяч бюджетных денег в год. Как правило, именно на эти деньги депутаты устанавливают от своего имени лавочки и детские площадки, делают ремонты в некоторых домах, дают помощь больным и малоимущим. Больших проектов на эти деньги не реализовать, но кое-какое благоустройство сделать можно. Единственное, плохо, что депутат на свое усмотрение решает, куда их тратить, руководствуясь соображениями личного пиара. Депутаты тратят эти деньги, как свои собственные, рассказывая избирателям, что это благотворительность с их стороны и их личная забота об округе. Некоторые депутаты, конечно, знают о первоочередных реальных потребностях своих избирателей и тратят деньги с пользой, но большинство ситуацией в округе не особо владеют, и тратят деньги незаметно и неэффективно для киевлян.
Есть еще некий «общественный бюджет» – конкурс проектов, которые должны предлагать активисты, а победившие будут профинансированы из бюджета. Выделено на это 150 млн грн. Активисты эти известны пофамильно, среди них есть и люди, вызывающие доверие. Идея эта заимствована из европейского опыта, но реализуется, увы, «по-украински». Больше половины этих денег идет на нужды, которые и без того должны финансироваться городским бюджетом по статьям, например, образование или благоустройство. То есть, деньги тратятся с пользой, но гражданский активизм мало имеет отношения к ремонту школьных туалетов.
Итак, мы знаем депутатов, знаем активистов, которые распоряжаются городскими деньгами. Но в сумме это всего лишь 0,5 % киевского бюджета. Кто же решает, как потратить 99,5 %? Это решают чиновники Киевской горадминистрации.
И дело даже не в суммах денег. Очень плохо, что нас, киевлян, об этом, увы, никто не спрашивает. Хотя мы бы подсказали. Я уверен, что каждый знает, какие проблемы важней всего решить «на районе» сейчас.
Давайте пока отложим самые большие статьи расходов: школы, медицину, социальную помощь, транспорт, дороги. А посмотрим, на что киевляне (да и горожане любого города), могли бы влиять непосредственно, если бы имели соответствующие институты. Я имею в виду, наличие местных, низовых органов самоуправления. Это должны быть советы и администрации на уровне микрорайонов и локальных территорий. Не те 10 гигантских городских районов, которые есть сейчас. Их администрации, как мы видим, с городскими задачами и проблемами не справляются. А новые, компактные административные микрорайоны, где бы жило 20-30 тысяч жителей, и где несколько домов имели бы своего депутата. И эти местные, живущие по соседству, депутаты от имени всех соседей решали, на что именно тратить деньги городского бюджета, полагающиеся их микрорайону.
Вот какие вопросы должны решать местные советы и местные депутаты.
- Благоустройство дворов, кварталов, переулков, общих территорий.
- Обустройство и эксплуатация локальных мест для досуга, отдыха и спорта.
- Озеленение дворов, общих территорий, улиц.
- Организация парковок и парковочных мест во дворах, внутри кварталов и микрорайонов.
- Определение мест, запрещенных для паркования и движения автомобилей.
- Порядок автомобильного движения во дворах, внутри кварталов и микрорайонов.
- Определение и согласование мест для временной торговли (МАФы, уличные лотки и.т.п.).
- Контроль состояния дорог, проездов, тротуаров.
- Проведение локальных праздников, культурных мероприятий, спортивных состязаний.
- Размещение рекламных конструкций, рекламы и вывесок.
Какие вопросы должны обсуждать и согласовывать местные советы и местные депутаты.
- Новое строительство.
- Проведение капитальных и текущих ремонтов жилья.
- Проведение ремонтов общественных территорий, в том числе улиц и тротуаров.
- Открытие капитальных магазинов, объектов общепита и сферы услуг.
- Организация парков и скверов.
- Любые мероприятия и действия, затрагивающие экологию.
- Открытие детских садов, школ.
- Организация маршрутов общественного транспорта.
- Мероприятия общегородского характера.
- Размещение рекламных конструкций, рекламы и вывесок.
- Соблюдение общей эстетики зданий и сооружений.
Это, конечно, достаточно широкие права. И ими надо уметь распорядится. Для этого в городе должны действовать различные нормы, на которые надо опираться при принятии решений, рекомендаций и согласований.
На этом уровне самоуправления также найдут возможности для реализации местные активисты, а городские депутаты смогут работать под пристальным контролем своих избирателей. Городские власти не заинтересованы в появлении низового уровня местного самоуправления. Но без его появления город будет только приходить в упадок. Ибо с Крещатика битые тротуары, поломанные лавочки и грязь вместо газонов не видны.