Рекет піднімає голову. Екзамен для поліції та СБУ
Події, так як стрілянина в Дніпрі, викликають тривогу. Відроджується манера влаштовувати не переговори, а стрілки
Мовою оригіналу
События в Днепре с перестрелкой, двумя убитыми ветеранами АТО, кучей раненых и откровениями адвоката о бизнесовых причинах бойни навеяли воспоминания об одном жизненном моменте.
Пришел ко мне как-то рэкет. Давно дело было, в середине 90-х. Рэкетиром был молодой паренек. Он огляделся. Офис с ремонтом, столы, компьютеры, люди работают, – все солидно. По тем временам даже шикарно. Вышли мы в коридор поговорить, а я не могу понять, что он хочет. Сквозь дебри намеков, полуфраз и междометий выясняю, что мне нужна крыша, и я должен дать денег, а если нала нет, то взять на работу и платить зарплату их человеку. Это будет плата за крышу.
Я понял, что это рэкетир, и у меня похолодела спина, бросило в пот. В те годы приходилось много слышать и читать о рэкетирах и их методах. Но диалог надо было поддерживать. Ты хоть знаешь, куда пришел, – спрашиваю? Куда он пришел, парень не знал, но «стрелку забил» и свалил.
Угроза рэкета во все времена – дело серьезное, поэтому я стал искать варианты решения проблемы. Обратился за советом к другу, который служил в СБУ. Тот был по линии контрразведки и сам с бандитами-рэкетирами не сталкивался, но познакомил меня с опытным коллегой.
Когда я рассказал сбушнику о проблеме, у того аж глаза загорелись. Он стал меня подговаривать организовать облаву, передать меченые деньги и взять рэкетиров с поличным. Уже и локацию начали обсуждать… А если с поличным не получится, то просто можно поехать, взять парня, а потом расколоть на чистосердечное и сдачу подельников, не иначе как там особо опасная банда. Во втором случае сбушнику бонусов меньше, чем после успешного взятия с поличным, но тоже есть – все-таки раскрытие, банда…
Однако, вернулся я в офис, и начинает выясняться, что Киев – большое село. Что этого «рэкетира» знают, что он – парень «с раёна». Что, может, с ним поговорить, чтобы отстал? Нет, говорю, тут уже все киевское СБУ оружие чистит, купюры помечает…
В общем, меня убедили, что парень тот – рэкетир начинающий, ничего пока плохого никому не сделал, что больше так не будет и рэкетирский промысел бросит. Я сбушникам дал отбой, там немного огорчились, что операция сорвалась.
И, слава богу, что тогда обошлось без облавы и перестрелки. Кто знает, как повернулось бы дело. А так все живы, и тот случай забыт, как обычное спорное событие, каких немало на жизненном пути.
А потом и экономика начала налаживаться, милиция приободрилась, массовый рэкет почил в бозе. Ну, действительно, что это за ерунда, когда любой сопляк считал возможным зайти прямо в офис и потребовать денег? Я не говорю, что рэкет исчез совсем, но, по крайней мере, стал невидим для основной массы людей, остался уделом «профессионалов» и теневого бизнеса.
Но события, подобные перестрелке в Днепре, вызывают тревогу. Возрождается манера устраивать не переговоры, а стрелки. Искать крыши и подписки. Планировать вооруженные облавы. Подобное надо пресечь на корню. Это сегодняшний экзамен и для полиции, и для СБУ.