«Дело Андриевской». ФСБ против крымских журналистов или крымских бойцов АТО?
В пятницу 13 марта в Симферополе ФСБ провела обыски у родителей крымских журналисток Натальи Кокориной и Анны Андриевской.
В пятницу 13 марта в Симферополе ФСБ провела обыски у родителей крымских журналисток Натальи Кокориной и Анны Андриевской. Кокорина в тот момент была в Симферополе и ее задержали для проведения допроса. Андриевская была в Киеве и осталась свободна, Кокорину продержали весь день и отпустили, взяв свидетельские показания.
Обе работают на известный крымский новостной сайт «Центр журналистских расследований», публикация Андриевской о «волонтерах батальона «Крым» стало причиной предъявления ей обвиения по статье «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».
Это первое уголовное дело против крымских журналистов. Статья Андриевской, кстати, очень и очень умеренная. Самой жесткой формулировкой можно назвать такую: «...своей главной целью его («батальона «Крым» – авт.) бойцы называют возвращение оккупированного полуострова под контроль Украины. ...Так не пора ли начать его возвращать?«
За это она должна получить 5 лет, если попадется российским властям.
Но как-то слишком уж глупо: можно найти десятки текстов куда более радикальных. Андриевкая работает для «Центра», а он зарегистрирован как крымское СМИ? Центр, имеющий, например, рубрику «оккупация», слишком уж мозолит глаза? Кампанию запугивания жалких остатков крымской журналистики решили начать с него, даром что большая часть сотрудников давно не в Крыму? Очень похоже на это, но можно привести и другие соображения.
Дело в том, что в своем материале Андриевская, похоже, допустилу ошибку и спутала «роту «Крым» батальона «Днепр-1», которую она назвала «батальоном Крым», и собственно «батальон Крым». Это два разных подразделения. То, что произошла ошибка становится понятно потому, что комбатом она называет Ису Акаева – командира роты «Крым». Комбат батальона «Крым» – Станислав Краснов, а в организации и юридическом оформлении батальона принимал участие Александр Костенко. Который сейчас сидит в симферопольском СИЗО.
В недавней статье я писал о «деле Костенко» как о случае феноменального правового самоуправства оккупационных властей. История за прошедшее время развивалась: исчез (похищен?) отец Костенко, перед посольством Российской Федерации в Киеве бойцы батальона и их товарищи провели пикет.
Источники из Крыма сообщают: ждут и обысков, и арестов, проводятся «беседы» с целью получения свидетельств «кровавых преступлений батальона «Крым». Или все таки роты? Похоже, дело о крымчанах, воюющих на Востоке, запущено в производство.
Ранее появлялась информация о том, что Костенко доставлен в симферопольское СИЗО по обвинению в избиении сотрудников «Беркута» во время Майдана. Сейчас, похоже, обвинение расширилось и он будет проходить и по батальону «Крым».
Батальон «Крым» начали собирать летом из крымских беженцев, после этого и до сих пор он принимает участие с войне на Востоке. Вместе с ротой «Крым», в состав которой входят мусульмане, это второе крымское подразделение из крымчан. Многие в Крыму обрадовались, узнав о таких бойцах, а многие и испугались: «Что же будет, если ДНР и ЛНР ликвидируют? Они потом Крым будут освобождать?» Для российской пропаганды существование этого батальона и роты тоже было малоприятно – выходит, не все крымчане в восторге от оккупации, более того, они рвутся воевать. Такое объяснить непросто.
Дело «батальона Крым» претендует на открытие второго направления террора оккупатов – украинского. Ранее они концентрировались на крымских татарах и Меджлисе. Сотни людей допрошены и оштрафованы как участники майской встречи Мустафы Джемилева. Потом арестован и отправлен в СИЗО член Меджлиса Ахтем Чийгоз. На оборудовании телеканала АТР ищут свидетельства его преступлений. В последние дни вызывают на допросы крымских татар с целью, вероятно, получения данных на деятельность Чийгоза. Дело закручивается большое, напугать и отработать удается сотни человек.
По той же схеме будет, вероятно, раскручиваться и «дело батальона». У многих из бойцов остались в Крыму друзья и родственники: первых можно будет привлечь как подозреваемых, на вторых, в славных кагебешных традициях, надавить. Вы, мол, гражданка, знаете, что ваш сынок убивает россиян? Вы его любите? А он вас? А вот мы вас в тюрьму за хранение патрона. И папу. И бабушку. А пока что давайте мы вашу квартирку перероем, с рассвета и до заката. На такие мерзости власти России тороваты, как известно. В общем, ФСБ в Крыму собирается организовать то, о чем давно мечтают в российских газетах и говорят российские депутаты – они хотят судить украинцев за то, что те сопротивляются таррористам Востока. Что берут в руки оружие. Дело «батальона Крым» будет строится как обвинение в «преступлениях против жителей Донбасса».
Обвинение Андриевской каким-то образом связано с крымскими бойцами, роты или батальона. Вряд ли случайно совпадение темы ее статьи и арестом Костенко. Но при том это еще и предупреждение всем жураналистам. В каких соотношениях переплелись эти мотивы оккупационных властей сказать трудно. Но что точно: положено начало новому явлению – крымских журналистов начали подводить под статью.