Год бездействия. Переселенцы из Крыма недовольны правительством Яценюка
Завтра пройдет 2-й всеукраинский съезд вынужденных переселенцев из Крыма. Около 100 делегатов и гостей соберутся в Киеве, чтобы обсудить свои успехи и наметить пути решения проблем.
Завтра пройдет 2-й всеукраинский съезд вынужденных переселенцев из Крыма. Около 100 делегатов и гостей соберутся в Киеве, чтобы обсудить свои успехи и наметить пути решения проблем.
Интересы крымских переселенцев двояки – им нужно обустраиваться на материковой Украине и при этом думать о возвращении домой. (Они, пожалуй, самые нетерпеливые из тех украинцев, которые требуют отвоевать их родину.) И первая, и вторая проблема решается только при участии государства, при его ведущей роли. Переселенцы уверены, что их обустройству на материке государство не столько способствует, сколько мешает, да и возвращать Крым официальный Киев не думает. Об этом они постоянно говорят между собой и решили резюмировать это на втором съезде. Первый состоялся год назад, какова будет «крымская» политика правительства, тогда было неясно, официальному Киеву давался некий карт-бланш.
Год работы премьер-министра Яценюка и президента Порошенко – достаточный срок для подведения промежуточных итогов. Результаты должны быть и их можно оценить. Украина смирилась с российским Крымом? Почему нет решительных действий, пусть не военных, так иных? Или существующее положение устраивает всех? Или, может быть, кому-то чрезвычайно выгодны те отношения с Крымом, которые есть сейчас, когда цены на продукты там в два раза выше материковых. Или Крым – разменная карта в игре с Кремлем, а главное поле боя – Донбасс и Луганск? Как бы там ни было, но крымчане, уехавшие из Крыма, недовольны пассивностью Киева и решили заявить об этом погромче.
Дело еще и в том, что оставшиеся в Крыму украинские патриоты пребывают в недоумении: Украина их забыла, собирается ли она делать что-либо? Те, кто наблюдает ситуацию изнутри, уверены, что аморфность «крымской политики» Киева деморализует, лишает если не надежды, то уверенности в том, что Украина помнит о своих верных гражданах. Да, там блокированы украинские телеканалы, там не развесишь бигбордов, но внятное и однозначное заявление премьера Яценюка о том, что страна поддерживает патриотов, оказавшихся в оккупации, мгновенно разнеслось бы по крымским просторам. А что было бы, если на каждый массовый арест в Крыму государственная реакция была бы быстрой и болезненной, например, в виде суточного отключения электричества? Крым помнил бы, что Украина его не забыла.
Крымские переселенцы на материковой Украине – это именно то, что называется «гражданским обществом»: у них есть самоидентификация, цели, институты в виде общественных организаций. Из всех украинцев именно они наиболее болезненно воспринимают сложившуюся ситуацию, за каждой новостью из Крыма они видят конкретную картину – своего города, своей улицы, знакомых. Крымская жизнь им хорошо знакома. И государство должно привлекать этих крымчан для работы по возвращению их родины, но этого почти нет, как нет, повторимся, твердого намерения Крым возвращать.
И, будучи этим гражданским обществом, именно такие крымчане являются той социальной группой, для которой возвращение Крыма является первоочередной задачей, не одной в списке многих, а первой. Чиновники – всего лишь исполнители этого общенационального заказа. Крымские переселенцы внимательней других следят за действиями властей и отмечают их бездействие и ошибки в крымском вопросе. И они недовольны Яценюком: стратегии возвращения Крыма нет, нет публично представленного документа и, вероятно, нет секретной программы. При этом рычагов воздействия на оккупантов немало. Как повлияет выражение этого недовольства на ситуацию, будут ли крымские переселенцы услышаны, а если не будут, то что они предпримут далее? Следует понимать, и членам правительства в том числе, что в складывающейся ситуации они очень близки к тому, чтобы в глазах крымчан – как уехавших из Крыма, так и оставшихся там – именно они станут если не главной причиной продолжения оккупации, то самым большим раздражителем.
Источник: Крым.Реалии