Как обманывать Запад?
На днях президент России Владимир Путин уличил американского госсекретаря Джона Керри в откровенной лжи – по его заверениям, в Сирии нет «Аль-Каиды».
На днях президент России Владимир Путин уличил американского госсекретаря Джона Керри в откровенной лжи – по его заверениям, в Сирии нет «Аль-Каиды».
И возражения Госдепа – мол, нас неправильно поняли – ничего не меняют: американская внешняя политика строится на основе иллюзий, которые часто создаются умелыми мастерами закулисных интриг за пределами Западного мира. Не успев проиллюстрировать одно свое заблуждение по поводу «Аль-Каиды», американский госсекретарь тут же выдал новую, заявив членам сенатского комитета по иностранным делам: «Со всем уважением к арабским странам, которые предложили покрыть все расходы, наш ответ: «Конечно, да!»
Документы по этому вопросу уже у нас. Многие из этих стран сказали, что если США сделают в Сирии то, что они делали раньше в других бедствующих государствах, в деньгах проблем не будет. Не сомневайтесь, что эти спонсоры посвящены в наши планы. Они знают, по какому сценарию будут развиваться события». При этом особенно умиляет следующая ремарка Джона Керри: «Вот как они преданны нам».
Возникает сразу же много вопросов, на которые несложно дать вполне однозначные ответы. Главные из них – кто автор этих «сценариев» действий США и Запада в целом в «бедствующих государствах», и на реализацию чьих интересов они направлены?
Начнем с переворота в Египте. В чем выигрыш Запада? Раньше там всем заправлял твердый сторонник США и Европы Хосни Мубарак, защищавший мощью Египта Израиль от арабского мира. Теперь Египет пришел в разбалансированное положение, когда он не то что не может быть больше полезен Западу для защиты Израиля, но и сам может стать для него угрозой.
События в Тунисе? Вместо прозападного диктатора Зина бен Али, обеспечивавшего как стабильность, так и, кстати сказать, неплохие темпы роста экономики, к власти пришла исламская партия «Ан-Нахда». Вместо прежней стабильности налицо грозящее гражданской войной жесткое противостояние с оппозицией.
Ливия? Каддафи обеспечивал четкие и растущие поставки энергоресурсов для нужд стран ЕС. Теперь в децентрализованной Ливии в любой момент может вспыхнуть очередной острый конфликт враждующих группировок за контроль над месторождениями, который надолго лишит ЕС этих поставок.
Сирия? Каких-либо крупных месторождений энергоресурсов, которые были бы интересны западным компаниям, в стране нет. Но раньше там, по крайней мере, не было войны, в рамках которой оттачивают квалификацию тысячи террористов, которые потом неизбежно обрушатся на Запад. Аукнулась же Чечня Западу недавно в Бостоне? Непонятна также и выгода Запада в истории с ужесточением санкций против Ирана. Результатом стал рост цен на нефть на мировых рынках, который негативно влияет на рост экономик и США, и стран Европы, которым и других проблем хватало.
Нет большого секрета в том, кто является автором озвученных Джоном Керри сценариев и чьи интересы процветают в результате неуклюжих действий Запада, вредящих ему самому. Конечно же, это страны Персидского залива, которые, кстати, особенно и не скрывают свою роль, даже предложив оплатить участие США в событиях в Сирии.
Члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) – Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн, Оман и Катар – активно сотрудничают друг с другом и даже начали создавать конфедерацию. А со следующего года у них будет и единое визовое пространство.
Совокупное население конфедерации составляет около 45 млн человек, размер территории – 2 572 797 кв. км, а объем ВВП приближается к полутора триллионам долларов.
В недрах этих стран содержится почти треть от мировых запасов нефти и газа, их золотовалютные резервы приближаются к 700 млрд долларов, а в государственных инвестиционных фондах, принадлежащих странам ССАГПЗ, сконцентрировано более 1700 млрд долларов.
Поскольку значительная часть этих средств проинвестирована в западные экономики, страны Персидского залива очень могущественны на западной политической арене и успешно влияют как на внешнюю, так и на внутреннюю политику крупнейших государств.
Интересы стран Персидского залива обслуживают сотни влиятельных западных политиков и лоббистов, крупных бизнесменов и ведущих представителей масс-медиа.
Главными игроками, конечно, являются Саудовская Аравия и Катар. Вот им все происходящее в регионе как раз и выгодно. Расшатывая политическую власть в находящихся рядом странах, они получают шанс вместо ставленников Запада поставить там лояльные себе режимы, а также резко нарастить число приверженцев суннизма, господствующего как в Саудовской Аравии, так и в Катаре.
У Запада не осталось прежних возможностей в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии. У стран ССАГПЗ, напротив, они там резко выросли. Весь этот бардак в регионе также позволяет поддерживать высокие цены на нефть, которые иначе неизбежно бы рухнули в результате замедления темпов роста мировой экономики.
Можно ли назвать американскую элиту наивными детьми, которые не в состоянии понять происходящего? Да нет, в принципе все, кто хочет знать подоплеку происходящего, в курсе. Достаточно прочитать хотя бы свежую статью «Проблема Катара» в Foreign Policy, автор которой, Джереми Шапиро, бьет в набат по поводу манипуляций Катара на Среднем Востоке, в результате которых американские национальные интересы претерпевают ущерб за ущербом.
Есть аналогичные статьи и по роли Саудовской Аравии. Но дело в том, что страны ССАГПЗ имеют в США намного более влиятельных сторонников в сфере формирования внешней политики, чем осведомленные об аферах катарцев и саудитов американские профессора.
Наиболее влиятельными субъектами в этой сфере в США традиционно являются крупные нефтяные компании и предприятия военно-промышленного комплекса. Вот с ними у арабских шейхов полная идиллия и любовь до гроба. Американские нефтяные компании имеют как общий интерес со странами Персидского залива в росте цен на нефть, так и собственные добывающие мощности на их территории.
А американские предприятия ВПК полны восторга как от своих контрактов по сбыту военной техники данным государствам на сумасшедшие суммы в десятки миллиардов долларов ежегодно, так и всегда рады участию США в новых военных конфликтах из-за неизбежных новых крупных заказов на вооружения для армии США.
В результате страны ССАГПЗ при помощи своих сторонников ловко манипулируют Западом в собственных интересах.
Нельзя не отметить, что в последние годы и Россия, и Китай пытаются подражать некоторым успешным шагам стран Персидского залива. Можно отметить и успешное создание собственных англоязычных телеканалов по образцу катарской «Аль-Джазиры», и обширные инвестиции на территории Запада. Тем не менее, не во всем им удастся подражать, чтобы создать такие эффективные каналы влияния на Запад, которые отстроили государства ССАГПЗ.
Часть благодушного безразличия американцев к манипуляциям со стороны стран Персидского залива объясняется в том числе и наличием в большинстве из них крупных военных баз США. Ни Россия, ни Китай на подобное никогда не пойдут.
Кроме того, обе эти страны никогда не смогут добиться признательности американского ВПК, поскольку являются не покупателями его продукции, а прямыми и опасными конкурентами.
Также нельзя не отметить, что США и ЕС регулярно блокируют попытки крупных инвестиций со стороны государственных предприятий или фондов Китая и России, прекрасно понимая все те могущественные лоббистские возможности, которые подобного рода сделки принесут им на территории США.
Возникает вопрос и о степени патриотизма российских инвесторов в экономику США. Не секрет, что с 1991 года из России вывезено 800–900 млрд долларов, в том числе существенная доля этих средств попала и в экономику США, но кто из владельцев этих сумм готов лоббировать за рубежом российские национальные интересы?
Тем не менее опыт стран ССАГПЗ по манипулированию Западом в собственных интересах заслуживает внимательнейшего изучения. Хотелось бы, чтобы этим занимались не только крупные институты в Китае, выносящие рекомендации для лоббистских действий на Западе в интересах китайского государства, но были созданы и аналогичные серьезные структуры в рамках евразийской интеграции.
Куда лучше успешно манипулировать Западом в своих интересах, чем быть его жертвой.