Прощеное восресенье. Не забудем, но простим
Возможно ли простить агрессора, который убивает и смотрит на тебя через прицел?
Возможно ли простить агрессора, который убивает и смотрит на тебя через прицел?
Вчера мы молились об упокоении расстрелянных на Майдане и Институтской, убитых на Грушевского и в Мариинском парке, погибших и скончавшихся от ран на Донбассе воинов и мирных жителей. Поминки и поминание – от слова "память" и "помнить". Погибшим не нужны наши слова о них. Это нужно нам, живым. Отошедшим ко Господу нужны наши молитвы и дела веры в их память. Вчера весь день в голове и на площадях звучало наполненное пасхальной верой в жизнь вечную: Герої не вмирають! А теперь уже Прощеное воскресение, когда мы, вступая в Великий пост, будем просить друг у друга прощения, пытаться примириться с недругами.
Но ведь война еще не закончена, и возможно ли простить агрессора и завоевателя, который убивает и смотрит на тебя через прицел?
Как помириться с оккупантом или тем, кто поддерживает оккупацию твоей земли? Ответ в христианском отношении к прощению и христианском понимании того, кто действительно является твоим врагом. Простить – не значит забыть, что произошло или закрыть глаза на происходящее. Простить – не значит оправдать преступника или прекратить борьбу со злом. Простить – значит искренне попросить у Бога вразумления обидчику и исправления грешнику. Прощая, мы полагаемся на Бога, на Его суд выносим разрешение конфликта, Его призываем в посредники. Вдумайтесь в традиционную формулировку диалога между верующими на Прощеное воскресение: "Прости меня Христа ради. / Бог простит и я прощаю. Прости и меня ради Христа. / Бог простит и я прощаю". Сам Господь заповедовал нам прощать согрешившим против нас, чтобы иметь надежду на Его прощение наших грехов. Каждый день об этом нам напоминает молитва "Отче наш". Читайте также: Они держали небо. 20 февраля в воспоминаниях очевидцев - спецпроект ТСН.ua Прощая, мы перестаем видеть в противнике врага. Противостояние от этого никуда не исчезает, но изменяется наша позиция. Прощая, мы становимся на сторону добра, которое защищается от зла. Прощая, мы изгоняем из сердца ненависть и желание мстить. Теперь наше сердце может быть наполнено миром и любовью – даже к врагу. Ведь это он решил, что мы враги. Мы же хотим примирения, мы хотим справедливого мира, а не временного перемирия, чтобы собраться с силами для новой войны. Украина поступает по-христиански, в очередной раз предлагая мир. Простить – это попытаться просто принять иного человека таким, каков он есть. Для этого не нужно переделывать себя или становиться другим. Для этого достаточно не пытаться переделывать другого и оставаться собой. Чтобы добиться подлинного мира, нужно научиться различать грех и грешника, нужно научиться различать само зло от переполненного злобой человека.
С грехом и злом нужно бескомпромиссно бороться. Бороться за человека, а не против него. Убивая человека, мы не уничтожаем, а увеличиваем зло. Уничтожая зло, мы спасаем человека. Хороший совет дает апостол Павел (да простят меня богословы за вольный пересказ текста Священного Писания): "Братья, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было противостоять козням диавольским, потому что наша война не против людей, которые из крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы в этом мире, против духов злобы поднебесной. А чтобы вы могли противостоять им в день злой и, все преодолев, устоять, приимите всеоружие Божие: станьте, препоясавшись истиною и облекшись в броню праведности, обувшись в готовность благовествовать мир; а, прежде всего, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие".
И напоминаю, в Украине понедельник 23 февраля – не день защитника советского отечества, а первый день Великого поста, когда мы заступаем на пост по защите рубежей нашего сердца от зла и усиливаем молитву о мире в нашей стране.