Крым. Что дальше?
Формально, ситуация с Крымом сейчас такая – Россия считает, что он входит в состав России.
Формально, ситуация с Крымом сейчас такая – Россия считает, что он входит в состав России. Весь остальной мир, возможно, за редким исключением, считает, что Крым по-прежнему входит в состав Украины, и его аннексия Россией незаконна.
Я сам считаю, что в ходе присоединения Крыма были нарушены многие международные нормы, и делать этого России не надо было – это ошибка с далеко идущими негативными последствиями. Для России и ее общества и для мира – для международной безопасности.
Когда мне говорят – а что же вы молчали, когда США позволяли себе подобные действия? Я напоминаю, что когда американцы приняли решение о военном вторжении в Ирак, российские правозащитники собрали подписи под обращением к американским властям с призывом не делать этого.
Более того, это странная логика – если США нарушали международные нормы, то и России это необходимо сделать при случае, чтобы сравняться. Сравняться в чем? В законности или в беззаконии?
Сейчас, фактически, все сузилось до того, что российская власть должна ответить всего на один вопрос, и это определит все в дальнейшем. Намерена ли она дальше способствовать разрушению государства Украины? То есть, действовать в духе одного из главных геополитиков России – Владимира Вольфовича Жириновского. Или, понимая, что там живет около десяти миллионов этнических русских, понимая, что это родственные народ и государство, учитывая бесчисленные связи – семейные, экономические и другие – власть остановится и не будет дальше мешать восстановлению украинской государственности.
Я призываю выбрать второй путь. Многие мне скажут – это невозможно, сделать уже ничего нельзя, Россия неизбежно должна пройти через международную изоляцию, экономические санкции, тоталитаризм, разрушение гражданского общества. В каком-то виде это уже происходит. Но я считаю себя обязанным обозначить пути, которые уменьшат потери для России на международном уровне и на уровне гражданского общества. Для этого необходимо сделать ряд шагов.
Первое. Перестать в Крыму унижать украинских военнослужащих – позволить им выйти с оружием на материковую Украину, включая выход военных судов. Даже в условиях войны есть понятие сохранения чести и достоинства пленных. А здесь это даже не пленные. Тем не менее, непонятно по каким основаниям, украинские части подвергаются штурму, военнослужащих украинской армии берут в плен. Сейчас-то уже нельзя это объяснить даже действиями «самообороны», поскольку Крым уже перешел официально под российское управление, так что за все происходящее там официально отвечает Российская власть.
Второе. Оптимальным решением для сохранения в дальнейшем возможности нормального диалога с Украиной было бы предоставление возможности Украине иметь в Крыму военно-морскую базу с сохранением всей техники, принадлежащей украинской армии. Причем начать переговоры на эту тему надо немедленно.
Третье. Как известно, Европа делает реальные шаги для сохранения Украины как государства. Она не пытается, в соответствии с предположениями Жириновского, оттяпать себе западную часть. Европа именно хочет сохранить Украину в виде суверенного государства в существующих границах. России необходимо перестать способствовать развалу Украины. Необходимо немедленно прекратить набор добровольцев из России и отправку их в Украину для поддержки пророссийских настроений.
Четвертое. Необходимо прекратить разграбление украинской собственности – как государственной, так и частной – которое, согласно сообщениям, происходит в Крыму ежедневно и в больших масштабах.
Пятое. Недавно Евросоюз выступил с предложением снизить или убрать пошлины с некоторых украинских товаров для облегчения их попадания на европейские рынки, что будет способствовать восстановлению украинской экономики. Я предлагаю российским властям обдумать такой же шаг с российской стороны. Этот шаг сразу позволит начать конструктивный диалог с Украиной. Более того, это будет полезно в экономическом плане и для России.
Мы веками жили рядом с Украиной и, чтобы ни происходило, она и дальше будет нашим крупнейшим западным соседом. Общемировые тенденции сейчас идут в двух направлениях – самоуправление регионов внутри государств и, одновременно, стирание границ между странами в Европе. Многие россияне считают, что выход Косово из Сербии был оформлен несправедливо. Но сейчас обе страны занимаются своей интеграцией в Европейский союз. И когда это произойдет, «косовская» проблема потеряет актуальность. Именно в этом направлении должна двигаться и Россия в своих отношениях с Украиной. Украина уже идет в ЕС, и нам нужно не мешать ей, а также самим стратегически поворачиваться в эту сторону.
Я активный сторонник движения России в сторону Европейского союза. Другого выхода для России нет.
Сейчас многие говорят, что Россия окончательно встала с колен, продемонстрировав свое величие. Величие страны, прежде всего, определяется тем, хотят ли люди жить в этой стране. Из России сейчас происходит колоссальный отток капитала и людей. Статистика показывает, что большинство людей хотят жить в европейских странах и США. Если мы будем продолжать нынешнюю политику – мы получим совсем другое величие – величие страны-изгоя, как, например, Северная Корея.
Только проявляя гуманизм, толерантность и терпимость, можно стать по-настоящему великой страной.