Президент подыграл покупателям энергокомпаний
В соответствии с Национальным планом действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ, утвержденном указом Президента от 27 апреля, тарифы на электроэнергию должны быть повышены до экономически обоснованного уровня в апреле и декабре текущего года.
В соответствии с Национальным планом действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ, утвержденном указом Президента от 27 апреля, тарифы на электроэнергию должны быть повышены до экономически обоснованного уровня в апреле и декабре текущего года.
Очередное повышение тарифов на электроэнергию для населения пройдет в интересах потенциальных покупателей госпакетов энергокомпаний.
На первый взгляд решение властей об очередном повышении тарифов на электроэнергию выглядит недальновидно. Достаточно вспомнить длительный торг правительства с МВФ, который сделал повышение тарифов на природный газ для населения условием выделения Украине очередного транша кредитной линии. В правительстве понимают, что дальнейший рост тарифов на энергоносители вызовет ухудшение социально-экономической ситуации и повлечет повышение протестных настроений избирателей в преддверии парламентской кампании 2012 года. Тем более, что в текущем году государство дважды повышало цены на электроэнергию для населения. С 1 февраля – на 30% для бытовых потребителей, потребляющих свыше 150 кВт/ч электроэнергии в месяц; с 1 апреля - на 15%.
В свою очередь, приведение тарифов к экономически обоснованному уровню значительно повысит привлекательность предлагаемых к продаже правительством и ФГИ пакетов акций украинских энергопоставляющих и энергогенерирующих компаний. 11 апреля Кабмин издал распоряжение о том, что в текущем году будут проданы государственные пакеты акций генерирующих компаний «Днепрэнерго» (25%) и «Западэнерго» (45,1%), 25% акций «Киевэнерго», по 50% акций в «Винница-», «Днепр-», «Закарпатьеоблэнерго», по 45% «Крымэнерго» и «Черновцыоблэнерго», 40,06% в «Донецкоблэнерго» и 25,99% в «Тернопольоблэнерго».
Предлагаемая правительством стратегия продажи пакетов энергокомпаний существенно отличается от приватизационной процедуры образца 2000-01 гг. Приватизационные подходы правительства в электроэнергетике в 2011 г. продемонстрировали нежелание выставлять на открытые конкурсы контрольные пакеты энергокомпаний. В свою очередь, предложение на продажу преимущественно блокирующих пакетов акций вызывает подозрения в лоббировании интересов отдельных ФПГ, которые уже контролируют часть уставного фонда энергокомпаний.
В итоге, покупателями предлагаемых к продаже пакетов акций энергокомпаний станут, прежде всего, крупнейшие игроки рынка с донецкой и днепропетровской пропиской, которые более всего заинтересованы в минимизации потраченных средств.
Приведенные к экономически обоснованному уровню тарифы для населения, повышают ликвидность активов, продаваемых новым собственникам энергокомпаний, и снимают с них тяжелое бремя борьбы за повышение отпускных цен. В проигрыше от очередного этапа реформирования энергетической отрасли останется государственный бюджет, который недополучит поступления от приватизации, и население, оплатившее ее.