«Приват» надолго отрезал «ЛукОйл» от нефти
Российская «Транснефть» не возобновит поставки нефти трубопроводным транспортом на «Лукойл-Одесский НПЗ» в 2011 году. Об этом сообщил президент «Транснефти» Николай Токарев.
Российская «Транснефть» не возобновит поставки нефти трубопроводным транспортом на «Лукойл-Одесский НПЗ» в 2011 году. Об этом сообщил президент «Транснефти» Николай Токарев.
Одесский НПЗ, установленная мощность которого составляет 2,8 млн. т нефти в год, простаивает с конца октября 2010-го. Причина – отсутствие согласованного с ОАО «Укртранснафта» маршрута транспортировки нефти на предприятие. По официальной информации, завод был остановлен на плановый ремонт в связи с неблагоприятной маркетинговой ситуацией на украинском рынке нефтепродуктов и низкой эффективностью работы предприятия.
Фактически же группа «Приват», контролирующая оператора нефтетранспортной системы страны – «Укртранснафту» и одесскую нефтеперевалку, поставила Одесский НПЗ перед фактом невозможности получать сырье трубопроводным транспортом.
Традиционный маршрут транспортировки нефти «Лисичанск - Кременчуг - Одесский НПЗ» не используется с 1.10.2009 года, поскольку группе «Приват» выгодно качать азербайджанскую нефть из Одесского нефтетерминала по Приднепровским магистральным нефтепроводам на Кременчугский НПЗ.
С ноября 2010 года Одесский НПЗ перестал получать нефть и по маршруту «граница Беларуси - граница Украины - Броды – Одесса». Причина – запуск магистрального нефтепровода «Одесса-Броды» для перекачки азербайджанской нефти в адрес Мозырского НПЗ (Беларусь), а после его остановки, на западноукраинские НПЗ, контролируемые также группой «Приват».
В агрессивной политике «Укртранснафты» откровенно просматривались попытки принудить «ЛукОйл» покупать более дорогую азербайджанскую нефть для переработки на Одесском НПЗ. Это существенно улучшило бы экономику поставок нефти из Азербайджана в Украину, которые наладила группа «Приват». Однако, российская компания, располагающая значительными объемами сырья собственной добычи, предпочла попросту остановить Одесский НПЗ. За прошедшее полугодие стороны конфликта не продемонстрировали стремление к поиску компромисса, что делает крайне маловероятным возобновление работы Одесского НПЗ к началу 2012 года, о чем ранее заявлял российский «ЛукОйл».
В 2010 году Одесский НПЗ переработал 1,5 млн. т нефти, что составило около 14% общеукраинского объема переработки нефтяного сырья.
Правительство Николая Азарова могло бы продемонстрировать последовательную политику в отношении государственной компании «Укртранснафта», которая в интересах группы «Приват» часто принимает решения, откровенно ущемляющие интересы других участников рынка. В свою очередь, работающий Одесский НПЗ мог бы стать дополнительным стабилизирующим фактором на украинском рынке нефтепродуктов. Напротив, в настоящее время «ЛукОйл» вынужден частично импортировать топливо для собственной сети, в которую входят около 300 АЗС, что идет в разрез с курсом Кабмина на поддержку собственной нефтепереработки.