Украина не выполнила обязательства
Украина не выполнила обязательства по интеграции в европейское энергосообщество
Украина не выполнила обязательства по интеграции в европейское энергосообщество/
Министерство энергетики готовит общественное мнение к смене приоритетов энергетической политики Украины. Цель – переложить на власти Евросоюза ответственность за допуск «Газпрома» к контролю над газотранспортной системой страны.
Первым бросил камень в огород Евросоюза замминистра энергетики Владимир Макуха. В интервью он позволил себе достаточно жесткую критику энергетической политики европейских властей в отношении Украины. «Присоединившись к Энергетическому сообществу в феврале текущего года, Киев рассчитывал не только на то, что Евросоюз поддержит нас в вопросах гармонизации нашего энергетического законодательства с европейским, но и на то, что страны ЕС окажут содействие в вопросе энергобезопасности Украины, однако этого не произошло»,— отметил чиновник.
Пропагандистскую кампанию продолжили чиновники рангом пониже. Заместитель главы «Нафтогаза» Вадим Чупрун обрушился с критикой на ЕС за отсутствие реакции на реализацию Россией проекта по строительству газопровода «Южный поток». Завершающим «аккордом» стали заявления некого «экспертного совета по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа», состоящего из бывших руководителей газового комплекса, которые «неожиданно» собрались на пресс-конференцию для того, чтобы заявить о необходимости компромисса с Россией относительно загрузки украинской ГТС.
Вместе с тем, попытки чиновников переложить ответственность на власти ЕС за провал сотрудничества с Украиной ни имеют достаточных оснований. 1 декабря 2011 года исполнилось 6 лет с даты подписания Меморандума о сотрудничестве в энергетике, который закрепил приоритетные направления сотрудничества Украины и ЕС. За прошедшие годы фактически ни одно из положений Меморандума не было выполнено Украиной.
Аналогичная ситуация сложилась и с выполнением Украиной требований второго энергетического пакета ЕС. Украина должна была выполнить его нормативы в газовой сфере (свободный выбор потребителями поставщиков газа; свободный и равный доступ к газовым сетям; размежевание транспортировки, добычи, поставки и распределения газ) до 1 января 2012 года. Единственное, что украинская власть может записать себе в заслуги в вопросе имплементации второго энергопакета – вступление в силу закона
«О принципах функционирования рынка природного газа» в июле 2010 года. Закон предусматривает разделение функций транспортировки, распределения и снабжения природным газом, равные права доступа к ГТС и подземным хранилищам газа для всех субъектов рынка. Однако, по сути, он не выполняется, поскольку «Нафтогаз» продолжает одновременно выполнять функции оператора ГТС и поставщика газа.
Правительство провалило исполнение поручения Президента по разработке концепции реформирования «Нафтогаза» до 1 октября 2011 года. Вместо концепции в парламенте 8 ноября был зарегистрирован законопроект №9429 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью обеспечения реформирования нефтегазового комплекса, который открывает возможность приватизации активов «Нафтогаза», не имеющих отношения к транспортировке газа магистральными трубопроводами. Документ был включен в повестку дня 7 декабря, однако, не был проголосован парламентским большинством из-за блокады трибуны. Декларируя приверженность ценностям европейского энергорынка, законопроект №9429 направлен на снятие запрета на приватизацию газодобывающих активов «Нафтогаза» - «Укргаздобычи» и «Черноморнефтегаза».
Таким образом, украинские власти не сделали никаких практических шагов по реализации принципов энергетической политики Евросоюза. При отсутствии реальных реформ энергосектора Украины, финансовые институты Евросоюза и другие инвесторы так и не получили достаточных гарантий и оснований для реализации инвестиционных программ. А об уровне доверия в отношении Киева можно судить по требованию, которое выдвигалось европейскими властями в ходе переговорного процесса по вступлению Украины в ЗСТ. Речь шла о размещении депозита в размере около $1,5 млрд. для компенсации возможных последствий повторения ситуации с прекращением поставок газа образца 2009 года. Более того, используя в переговорах с «Газпромом» тезис о необходимости привлечения в создаваемый газотранспортный консорциум европейской стороны – Киев не сделал ни одного официального шага для начала переговоров с энергокомпаниями ЕС.
Вся полнота ответственности за отсутствие практической помощи, а тем более финансирования со стороны Евросоюза лежит на официальном Киеве, чиновники которого делают неуклюжие попытки свалить ее на Брюссель.