Тепло украинцев передали в частные руки
Ночные бдения народных депутатов дали старт приватизации в коммунальной теплоэнергетике. 12 апреля Верховная Рада исключила из перечня объектов государственной собственности и разрешила приватизацию 14 теплоэлектроцентралей.
Ночные бдения народных депутатов дали старт приватизации в коммунальной теплоэнергетике. 12 апреля Верховная Рада исключила из перечня объектов государственной собственности и разрешила приватизацию 14 теплоэлектроцентралей.
Сектор коммунальной энергетики оставался одним из последних, куда не ступала нога отечественных реформаторов. Построенные в советское время теплотрассы ржавели, оборудование ТЭЦ приходило в негодность, росло недовольство населения качеством предоставляемых услуг, однако, правительство и местные органы власти не торопились что-то менять в системе коммунальной энергетики. Объяснение причин бездеятельности чиновников достаточно прозаично. Кардинальные изменения в сфере коммунальной энергетики неизбежно потребуют пересмотра схемы работы с потребителями и, прежде всего, с населением. А приход инвесторов в отрасль невозможен без решения вопроса повышения тарифов, о которых так не любит говорить власть перед очередными выборами. В ходе недавней поездки по Киевщине Премьер Николай Азаров даже пригрозил покарать местных чиновников, которые допустят повышение тарифов на коммунальные услуги в 2012 году.
«Тихий омут» коммунальной энергетики потревожил прошлогодний визит Президента на Закарпатье. Удивленный разницей тарифов на коммунальные услуги в разных городах страны, Виктор Янукович поручил повсеместно уровнять тарифы, уволил вице-премьера Виктора Тихонова и произвел мини-революцию в госрегулировании отрасли. Из недр НКРЭ была выделена специальная комиссия, которой было поручено заниматься исключительно тарифами на коммунальные услуги. Когда чиновники лишились страха за свои кресла, прозвучали трезвые голоса, утверждавшие, что уравнять тарифы невозможно по причине разной экономики и технологических особенностей работы коммунальных служб. Однако поручение Президента необходимо было выполнять, и реформа вылилась в принятие постановления Кабмина №869, содержавшего единый порядок формирования тарифов, куда благополучно перекочевали положения предыдущих нормативных документов.
Наибольшим недостатком прошлогодней «реформы» было то, что не изменила принципа формирования коммунальных тарифов, которое продолжает осуществляться по схеме «затраты плюс». Таким образом, предприятия коммунальной энергетики заинтересованы не экономить, а, наоборот, увеличивать стоимость производимой продукции, чтобы обосновать собственные затраты перед Национальной комиссией по регулированию тарифов.
Чиновники продолжают держать ТЭЦ на игле государственных дотаций. Так, в 2012 году на компенсацию разницы в тарифах на тепло и горячую воду госбюджет предусматривает выделение местным бюджетам 4,6 млрд. грн. Сохранение контроля за распределением бюджетных дотаций также немаловажный элемент интереса местных властей к существующему «статус кво» в коммунальной энергетике.
Реформирование коммунальной энергетики сдвинулось с мертвой точки лишь после повышения стоимости импортного газа, который поставляется на ТЭЦ. По оценкам Института энергетических исследований, в настоящее время при продаже каждой тысячи кубометров газа предприятиям коммунальной энергетики «Нафтогаз» несет убытки в размере около 2000 грн. При годовом объеме поставок около 12 млрд. кубометров, госкомпания в текущем году потеряет 24 млрд. грн., которые вынужден компенсировать все тот же госбюджет.
Отсутствие компромисса с Россией по цене на газ и угрожающие убытки «Нафтогаза» заставили чиновников начать реформирование коммунальной энергетики. В середине января министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко обнародовал инициативу осуществить перевод теплоэлектроцентралей с газа на водно-угольную смесь. По его словам, это позволит сэкономить до 6 млрд. кубометров газа в год, что составляет половину годового объема потребления. Отметим также, что уровень расчетов ТЭЦ за потребленный газ редко превышает 75%. Только за два месяца текущего года они накопили 4 млрд. грн. долгов за газ перед «Нафтогазом».
Оптимизма чиновникам добавляет статистика, согласно которой Украина постепенно увеличивает добычу угля. В 2011 году она составила 82 млн. тонн. Как заявил в интервью зарубежным СМИ Президент Виктор Янукович, 5 млн. тонн из них являются профицитными.
Первыми объектами, с которых стартовала реформа, стали Северодонецкая ТЭЦ и Харьковская ТЭЦ-2 «Эсхар». В феврале правительство разрешило их концессию при условии перевода на уголь. Отказ данных предприятий от использования газа упрощается тем, что они использовали уголь с момента начала эксплуатации. К примеру, Северодонецкая ТЭЦ полностью перешла с газа на уголь в 1981 году. Теперь же энергетикам на Луганщине предстоит вернуться к использованию традиционного вида топлива с помощью инвестора – компании Остхем груп, принадлежащей Дмитрию Фирташу. Интерес бизнесмена к проекту не в последнюю очередь вызван тем, что ТЭЦ обеспечивает энергией химическое предприятие Фирташа – Северодонецкий «Азот».
Вслед за Северодонецкая ТЭЦ и Харьковская ТЭЦ-2 «Эсхар» реформа затронет еще 12 теплоэлектроцентралей. Вчерашним решением парламент разрешил приватизацию Севастопольской, Симферопольской, Камышбурунской ТЭЦ, "Сакских тепловых сетей" (все Крым), Днепродзержинской и Криворожской ТЭЦ (обе Днепропетровская область), Лисичанской ТЭЦ (Луганская область), Николаевской ТЭЦ, Одесской ТЭЦ, Харьковской ТЭЦ-5, Херсонскую ТЭЦ, Охтырских тепловых сетей (Сумская область). Согласно планам чиновников, приватизация должна привлечь в отрасль инвестиционный капитал для технического переоснащения ТЭЦ и смены используемого ими вида топлива на уголь.
Наибольшую выгоду от будущей приватизации ТЭЦ получат собственники угольных шахт и энергетических холдингов, в состав которых помимо объектов энергетики входят угледобывающий предприятия. Рост потребления угля принесет им дополнительные доходы, а в случае получения контроля над ТЭЦ они смогут создать технологическую цепочку уголь-тепло/электроэнергия – коммунальные услуги с выходом на конечного потребителя. Для потребителя реформа чревата повышением тарифов на тепло и электроэнергию и ухудшениям экологической ситуации в регионах, где вместо газа перейдут на использование угля. Причем рост тарифов начнется сразу после парламентских выборов 2012 года.