Путин подсел на украинскую трубу
Новоизбранный Президент России Владимир Путин заявил о важности украинского маршрута транспортировки российского газа в страны Европы.
Новоизбранный Президент России Владимир Путин заявил о важности украинского маршрута транспортировки российского газа в страны Европы. На фоне начала введения в эксплуатацию второй нитки газопровода «Северный поток» и снижения объемов транзита через территорию Украины у официального Киева появились основания рассчитывать на подписание взаимовыгодного соглашения по широкому комплексу вопросов сотрудничества в газовой сфере уже в начале лета текущего года.
Владимир Путин поручил главе «Газпрома» продолжить работу со странами-транзитерами несмотря на расширение газопровода «Северный поток» и предстоящий ввод в строй «Южного потока». «Работа со всеми нашими партнерами должна быть продолжена и строиться на взаимовыгодной основе», - заявил российский Премьер.
Поручение Владимира Путина было сделано в ответ на очередное заявление Алексея Миллера, который констатировал факт утраты Украиной «статуса единственного транзитера российского газа в Европу» после реализация проекта «Северный поток». Таким образом, несмотря на целый ряд проблемных точек во взаимоотношениях между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом», переговорный диалог относительно корректировки действующих газовых соглашений продолжается.
Несмотря на многочисленные заявления об утрате украинской ГТС ведущей роли в вопросе обеспечения поставок российского газа в страны Евросоюза, «Газпром» еще на протяжении ряда лет не сможет полностью отказаться от ее услуг. После зафиксированного в конце марта резкого спада объемов транзита (на 35% в страны Западной Европы) уже в середине апреля «Газпром» обратился к украинским партнерам с заявкой на увеличение объемов транспортировки на время отключения газопровода «Северный поток».
Создав профицит транзитных мощностей в направлении стран ЕС после введения в эксплуатацию «Северного потока», «Газпром» снижает объемы транзита через Украину не столько с учетом политических, сколько экономических причин. Из годового объема транспортировки по «Северному потоку» в 27,5 млрд. куб. м на 22 млрд. куб. м подписаны соглашения «бери или плати» с участниками проекта – ведущими западноевропейскими энергокомпаниями. Это страхует риски невозврата инвестиций и позволяет участникам консорциума Nord Stream выйти на параметры на окупаемости проекта, определенные в ТЭО.
Новые трубопроводные проекты по замыслам «Газпрома» должны обеспечить возрастающую потребность стран Европы в природном газе. Алексей Миллер заявил, что в ближайшие 7-8 лет импорт газа в страны Евросоюза возрастет на 100 млрд. куб. м. Вместе с тем «Газпрому» и его украинским партнерам не следует забывать о глобальных угрозах развитию новых трубопроводных проектов. Речь идет о взятом в Евросоюзе курсе на декарбонизацию экономики до 2050 года (снижению выброс углекислого газа на 85% с резким паданием потребления углеводородов) и намерениях Еврокомиссии ограничить растущую зависимость от поставок российского газа. Так, осенью 2011 года Комиссар ЕС по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что если Европа не сможет диверсифицировать источники импорта газа, то будут приняты регулятивные меры, направленные на ограничение рынка газа с нынешних более 500 млрд. до 400 млрд. куб. м в год.
В случае реализации данных инициатив, недозагруженными рискуют остаться не только проектируемые, но и существующие трубопроводные мощности, с помощью которых российский газ поставляется на рынки стран Евросоюза. С учетом этого, скорейшее достижение договоренностей по широкому кругу сотрудничества в газовой сфере, которые включают и создание консорциума по управлению ГТС Украины, позволит разделить возможные риски с российскими (и европейскими) партнерами. Подобный компромисс в полной мере отвечает долгосрочным интересам как официального Киева, так и Москвы.