Бензин дорогой, даже если дешевый
Уже в начале июня существуют все основания для удешевления литра бензина А-95 на 40-60 коп., дизтоплива – на 30 коп.
Май принес украинским водителям долгожданное снижение цен на бензин на АЗС. Стремительно падающие мировые цены на нефть потянули за собой ценники на стелах заправок. Уже в начале июня существуют все основания для удешевления литра бензина А-95 на 40-60 коп., дизтоплива – на 30 коп.
Высокие мировые цены на нефть, связанные с политической напряженностью вокруг Ирана, всерьез угрожали восстановлению мировой экономики. Об этом неоднократно заявлял МВФ и представители других мировых финансовых организаций. Причиной резкого роста цен с января по март на мировых биржах стала информация о прекращении экспорта иранской нефти в шесть стран Евросоюза, включая Нидерланды, Францию, Грецию, Италию, Испанию и Португалию. Как известно, в конце января 2012 г. Евросоюз одобрил санкции в отношении Ирана, призванные сократить источники финансирования ядерной программы страны. Совет ЕС ввел запрет на импорт, приобретение и транспортировку иранской нефти и нефтепродуктов, а также на относящиеся к ним финансовые и страховые операции. Полностью нефтяное эмбарго в отношении Ирана должно вступить в силу 1 июля 2012 г., до этой даты европейским странам разрешено закупать иранскую нефть по действующим контрактам. В ответ, иранские власти, воодушевленные отказом присоединиться к нефтяному эмбарго других покупателей, в т.ч. Индии, заявили о готовности прекратить экспорт нефти в страны ЕС.
На фоне этого мировые цены на нефть с начала года демонстрировали позитивную динамику и повысились с уровня $106-107/баррель до $120-125/баррель в марте-апреле, что вызвало подорожание сырья для украинских НПЗ и импортных нефтепродуктов на 10%. В последние дни апреля средние украинские розничные цены на бензин А-95 приблизились к 11,3-11,4 грн./л. Дополнительное влияние на рост цен оказало повышение акцизов на инфляционные 8-10% с 1 января 2012 года.
Появился также сугубо внутренний фактор, который способен повлиять на снижение цен в сетях АЗС – падение объемов продаж под влиянием возраставших цен на нефтепродукты. По оценкам участников рынка, падение объемов продаж отдельными сетями АЗС составило до 10% и лишь приход сезона летних отпусков, традиционно сопровождающийся ростом потребления, прервал негативную динамику.
Украинское правительство с опозданием отреагировало на резкий рост цен на нефтепродукты, который вызвал недовольство потребителей. Сначала в ход пошли аргументы о необходимости обнуления пошлины на импорт нефти для «Нафтогаза» или повышения акцизов на импортное топливо. Однако, «эффективность» подобных решений получила крайне негативную оценку участниками рынка. В итоге, чиновники были вынуждены вернуться к проверенному в 2011 году решению – снизить акцизы на бензин и дизтопливо. Доля налогов в цене топлива – это то, на что могут повлиять представители власти, в отличие от нефтяных котировок в Лондоне и Нью-Йорке. В цене бензина А-95 акциз составляет около 35%, в цене дизтоплива – до 30%.
Разработанный и поданный на утверждение парламента законопроект о введении плавающей ставки акциза на нефтепродукты, как оказалось, не в полной мере отвечает интересам потребителя. Формула расчета акциза предполагает, что его снижение начинается после того, как цена нефти в Лондоне превысит $125/баррель. Однако в последние дни цены вплотную приблизились к январским значениям - $105/баррель. А в этом случае, чиновники Министерства энергетики предлагают пересчет акциза в сторону увеличения. Таким образом, в результате действия данного закона потребитель при падении мировых цен на нефть не почувствует снижения стоимости на АЗС. Фактически данный закон приведет к фиксации цен на популярный бензин А-95 на уровне 10,5-11,25 грн./л, что не соответствует интересам потребителя, да и большинства участников рынка. Закон также изобилует другими спорными нормами. К примеру, при изменении мировых цен на нефть он предлагает подекадно рассчитывать некий коэффициент который будет применяться при расчете акциза. Это может создать значительные сложности при оформлении таможенными органами поступающих партий нефтепродуктов, что при определенных условиях спровоцирует искусственный дефицит на рынке.
Пока же законопроект о введении плавающей ставки акциза на нефтепродукты не подписан Президентом, и подавляющее большинство экспертов рынка прогнозирует его вето на документ. В противном случае, правительству будет сложно объяснять избирателям, почему на фоне негативной динамики мировых цен на нефть, отечественные АЗС упрямо держат высокие цены.
Вопросы возникают и в отношении политики трейдеров. Динамика снижения розничных цен на светлые нефтепродукты в Украине отстает от европейских и мировых рынков. С учетом того, около 60% реализованных с начала года бензинов и дизтоплива являются импортированными у европейских нефтеперерабатывающих заводов, где более месяца наблюдается снижение цен, экономически обоснованным является снижение цен на топливо и в Украине. С учетом только майского падения среднеевропейской цены на бензин А-95 на 10%, ценники на украинских АЗС продолжают оставаться завышенными. Принимая во внимание долю импортных нефтепродуктов на рынке, динамика цен на бензины и дизтопливо в Украине, должна следовать стоимости нефтепродуктов на мировых и европейских рынках как при росте, так и при падении цен.