Коты остаются в мешке
В Верховной раде продолжаются закрытые торги по министерским должностям
Об отставке премьер Яценюк объявил по собственному желанию, которого, впрочем, не было и близко. Арсений Петрович еще недавно демонстрировал готовность работать до сентября, согласно законодательству, а там бы посмотрели, чья возьмет — сторонников или противников реформ. Надо сказать, что все политические силы на Украине называют себя сторонниками реформ, а поиск противников напоминает бой с тенью. Тень при этом чувствует себя в безопасности: коррупция на Украине, несмотря на вновь созданные органы по борьбе с ней, не уменьшается, но растет.
Заявление Яценюка стало достоянием гласности еще до того, как прозвучало в эфире. Ничего похожего на: «Я устал. Я ухожу». Еще меньше оно напоминало ультиматум отныне лидера оппозиции, адресованный Петру Порошенко. Это была скорее речь теневого партнера, не первого, но и не второго человека в государстве. «С сегодняшнего дня вижу свои задачи шире, чем полномочия главы правительства», — сообщал Арсений Петрович. Среди задач, прежде всего, называл помощь в создании современного избирательного законодательства, участие в проведении конституционной и судебной реформ, а также коалиционный контроль за действиями нового правительства.
Беспрецедентно для украинской политики. Согласно Яценюку, фракция «Народный фронт» после добровольно-принудительной отставки лидера не разрушала правящую коалицию до конца, открывая дорогу досрочным выборам, а собиралась остаться в ней на пару с фракцией Блока Петра Порошенко.
Необходимый контекст. Поступок Яценюка, для многих желанный, для других — драматический, случился не раньше, не позже, а в самый разгар скандала вокруг так называемых «панамских документов». И полностью переключил на себя внимание.
Глава государства не делал секрета из того, что просил премьера подать в отставку самостоятельно, чтобы не углублять политический кризис. Благодаря СМИ не являлись секретом и чуть ли не ежевечерние визиты, с февраля наносимые главой правительства на Банковую, в администрацию президента.
Стороны обсуждали детали компромисса. А именно — кто из назначенцев нового кабмина (правительство формируется по квотному принципу) останется из прежней команды, кого нужно заменять. Изменения включали в ряды претендентов людей из нынешнего руководства Рады и аппарата администрации президента. Где же еще искать интеллектуальный ресурс для реформ, как не среди кадров указанных структур? Ставка на приглашение иностранцев не сыграла. Экс-министр экономического развития и торговли Абромавичюс оказался детонатором обвинений правительства в саботаже изменений по сути, а глава Одесской обладминистрации Михаил Саакашвили вообще создал для борьбы с действующей системой — читай с теми, кто позвал его на работу на Украину, — «Антикоррупционный форум».
Компромисс давался нелегко. Инсайдеры утверждают: одна из договаривающихся сторон даже продемонстрировала другой «подозрение о совершении преступления» и пригрозила дать делу о коррупции на премьерском посту ход — никакой Байден не поможет! Генпрокурор Шокин, облепленный претензиями парламента и гражданских активистов, как старый корабль — ракушками, преданно следовал президентским курсом вплоть до выхода на пенсию…
Отставку Яценюка следовало формализовать в Раде во вторник. К началу заседания граждане, благодаря склокам на политической кухне, не только знали фамилию следующего премьера, но сделали вывод: спикер Владимир Гройсман — мало того, что земляк Порошенко из Винницы, так еще и фигура подконтрольная. Президент выстраивает в парламентско-президентской республике, как в собственной корпорации, близкую ему схему управления — единовластие. Найдите десять отличий от методов Януковича!
Когда я передаю эту заметку, закрытое заседание фракции БПП, где присутствует президент, продолжается. На кону — портфели министров экономики, энергетики и здравоохранения. За отставку Яценюка Рада пока не голосовала.
Источник: Новая газета