Свадьба батьки Махно
О том, каким должен быть российский закон о люстрации
Мойша очень хотел вступить в партию. Первый раз попробовал году в 1922-м. Возвращается домой. Жена Сара спрашивает: «Ну что, приняли? – Таки нет.— Почему? — Приемная комиссия спросила: это не вы играли на скрипочке на свадьбе у батьки Махно? Ну я и сказал, что играл». Прошло пять лет. Мойша снова попробовал вступить в партию. Возвращается домой. Сара спрашивает: «Ну что, приняли? – Таки нет. — Почему? — Приемная комиссия спросила: это не вы играли на скрипочке на свадьбе у батьки Махно? Ну я и сказал, что играл». Прошло еще пять лет. Мойша попробовал в третий раз. Возвращается домой. Сара спрашивает: «Ну что, приняли? – Таки нет.— Почему? — Приемная комиссия спросила: это не вы играли на скрипочке на свадьбе у батьки Махно? Ну я и сказал, что играл. — Так сказал бы уже, что не играл! Я не мог: они все там были…»
По-моему, это лучший советский анекдот про необходимость люстрации, очищения власти.
Чтобы в условную «коммунистическую партию» не принимали людей те, что сами участвовали в «условной свадьбе» батьки Махно. Напоминание о том, что есть граждане, которым в принципе нельзя доверять власть по роду их прежней службы.
16 сентября, после долгих мучений и поправок, с третьей попытки Верховная рада Украины приняла закон «О проведении люстрации». Он предполагает проверку лиц перед их вступлением на определенную государственную должность.
В частности, по новому закону проверке подлежат президент Украины, премьер, первый вице-премьер, вице-премьеры, министры, руководители Службы безопасности, генеральной прокуратуры и Нацбанка. Уж не знаю, как это сработает в украинском случае, запретят ли там занимать вышеупомянутые посты людям, находившимся во власти при Януковиче, или будут копать глубже. Говорят, под закон подпадает чуть ли не миллион украинских чиновников. В конце концов, сам нынешний украинский президент Порошенко работал в правительстве Януковича.
Но я точно знаю, что любой ответственной следующей российской власти (а следующая власть в России рано или поздно обязательно появится) закон о люстрации жизненно необходим.
Можно спорить, играем ли мы сейчас, ставя на кон будущее страны, в Советский Союз или в Российскую империю. Но бесспорно то, что в 2014 году нами фактически правят силовики. Так вот, будущий российский закон о люстрации — если мы исходим из того, что Россия останется по Конституции светской демократической республикой, – должен категорически исключить возможность занятия «штатских» государственных должностей, включая посты президента и премьер-министра, людьми из силовых структур.
ФСБ, МВД и Министерство обороны в принципе не должны быть представлены в несиловой составляющей государственной власти. В парламентах всех уровней — на здоровье. Выходцы из этих славных ведомств могут спокойно, на равных правах со всеми остальными вести свой бизнес. Могут руководить государственными корпорациями. Разумеется, могут и должны занимать места в силовых структурах. Например, гражданский министр обороны, о котором лет десять назад так мечтали некоторые российские либералы, в условиях, когда государство является смесью казармы, казенного храма и закрытого элитного коттеджного поселка, население которого находится по внешнюю сторону забора, особого смысла не имеет.
Но никакие генералы, полковники, подполковники и даже рядовые МВД, ФСБ и Министерства обороны не должны иметь права баллотироваться в губернаторы и президенты, даже выйдя в отставку.
Ничего недемократического в таком законе нет. Просто люди, идущие служить по контракту в армию или полицию, не говоря уже о ФСБ, должны сразу знать, что пользу Отечеству они будут приносить именно на этом поприще. Ну или как талантливые ученые и бизнесмены, если захотят переквалифицироваться. Пусть пишут книги и песни, снимают фильмы и клипы, рисуют и лепят. Пусть поют хором, вышивают крестиком и выпиливают лобзиком.
А экономикой и политикой в стране должны управлять люди с другим набором навыков и с более тонкими представлениями о мире.
Отказ от активно обсуждавшейся в 1991 году люстрации в итоге привел России в нынешнюю точку ее истории. В политический тупик, выход из которого чреват огромными издержками и при этом критически необходим. Тогда, правда, обсуждали идею запретить занимать некоторые государственные посты не только силовикам, но еще и бывшим «штатским» коммунистическим руководителям.
Однако сделать это было заведомо нереально, ведь все они были на той самой свадьбе батьки Махно. Других кадров тогда у нас просто не нашлось бы.
А вот КГБ от управления страной категорически нужно было отстранять четверть века назад. Реализация «военно-эротических» фантазий чекистов по отношению к Америке, иллюзия российского доминирования в мире ценой неизбежного ухудшения жизни собственного населения, существование внутри их черно-белого мира нескончаемой спецоперации с заведомо непонятной целью и неясным исходом (ведь не может быть окончательной целью мифическая «Новороссия»? или может?) уже очень дорого обходятся нашей стране. Не говоря уж о том, что наши правоохранительные органы были и во многом остаются не «право», а просто «охранительными». Они больше занимаются охраной власти от народа, чем безопасностью страны.
К безопасности России украинский Майдан и ассоциация Украины с Евросоюзом никакого отношения не имели.
Точнее, европейский путь Украины, притом без малейших шансов оказаться в ЕС в горизонте десятилетия (а в НАТО она и вовсе не собиралась), нашу безопасность уж точно не уменьшал. А вот сейчас реальная безопасность россиян гораздо меньше, чем год назад. Еще в январе этого года никто у нас не вел разговоры, что на дворе война, впору запасаться макаронами и патронами, а теперь это уже почти общее место. Причем доля правды в этой шутке нынче чуть ли не «контрольный пакет». От того, что нас снова стали бояться в мировом масштабе, спокойнее жить мы не стали.
Теперь даже непонятно, от кого и где нам раньше обороняться благодаря нашей новой наступательной внешней политике — от Китая на Дальнем Востоке или от НАТО в Крыму и Калининградской области.
Несмотря на свой постоянный пессимизм как относительно человеческой природы вообще, так и в отношении перспектив путинской России в частности, я продолжаю думать, что из этой своей войны с Америкой на территории Украины мы все еще можем выбраться так же быстро и неожиданно, как туда забрались. Но чтобы больше не удивляться, как в 1991 году, когда в одночасье распался СССР, или в 2014-м, когда своими руками мы лихо перечеркнули всю историю постсоветской России, не сокрушаться — мол, «явка провалена», надо создать гарантированные государственные механизмы невозврата России в прошлое. И заодно — независимости страны от любого ее правителя.
Одним из таких механизмов гарантии невозврата в прошлое и должен стать закон о люстрации. Наша история слишком наглядно показала, что силовикам категорически не надо управлять государством. А «искусствоведы в штатском» пусть решают свои ведомственные и реально очень важные для страны задачи под жестким контролем закона, по-настоящему светского государства и гражданского общества.
Пусть даже сами сочиняют политические анекдоты, как это было в советские времена. Но не сажают за них. Мы же помним: мир уцелел потому, что смеялся.