Макаревич против Кобзона
Как не стать предателем.
Народный артист СССР Иосиф Кобзон и народный артист Российской Федерации Андрей Макаревич дали концерты в Донбассе. Макаревич выступал в Святогорске для беженцев из Донецкой и Луганской областей после его освобождения законной армией законного (в том числе с точки зрения России) государства.
Кобзон привез инсулин и спел для сторонников никем (в том числе Россией) официально не признанной Донецкой народной республики на главной сцене Донецка, в том числе дуэтом вместе с баллотирующимся на пост главы этой самой ДНР премьером Александром Захарченко. По-моему, и Макаревич, и Кобзон поступили искренне. По совести. В соответствии со своими личными представлениями о добре и зле. Их никто не заставлял туда ехать. Они никого не убили. Они не передавали врагу военную тайну. Они просто пели песни.
И вот я читаю: 45% россиян считают, что Андрей Макаревич, выступив с концертом в Святогорске, предал интересы родины. Такие результаты своего опроса приводит Левада-центр. Только 13% осуждают травлю, которой подвергается музыкант в России, с тотальной отменой концертов по политическим причинам в разных регионах.
Спрашивается, почему концерт одного народного без кавычек артиста в соседней стране — предательство, а концерт другого народного без кавычек артиста в той же стране — акт патриотизма? Кто больший патриот России, Макаревич или Кобзон?
В России конца 2014 года, при пока не похороненном новыми ценниками на товарах патриотическом подъеме (а экономика при сохранении нынешних трендов патриотический подъем похоронит, будьте уверены), решительно невозможно понять, что такое любовь к родине. И что, соответственно, считается предательством ее интересов.
4 ноября, как раз в российский День народного единства, сборная России по биатлону собирается провести совместную тренировку со сборной Украины. Об этом сообщил официальный сайт Союза биатлонистов России.
«С украинской командой мы общаемся так же, как и обычно. В биатлоне мы были и остаемся друзьями. Более того, мы запланировали контрольную тренировку, на которую пригласили и украинскую команду... Присутствие такой сборной, как украинская, и нашей молодежной команды создает на этом сборе отличную конкурентную среду и дает возможность по-настоящему проверить силы», — объясняет старший тренер женской сборной России Владимир Королькевич.
У биатлонистов, как известно, и винтовки есть. Но спортсмены двух стран собираются вместе тренироваться, а не убивать друг друга.
Вот эти российские биатлонисты, тренирующиеся с украинскими, предатели или герои? А украинские, которые тренируются вместе с российскими? После этой тренировки, если она действительно состоится, мы начнем запрещать участвовавшим в ней российским спортсменам выступать в России, как запрещаем концерты Макаревича или Дианы Арбениной из «Ночных снайперов»?
Будут ли 45% россиян считать старшего тренера женской сборной по биатлону Королькевича предателем?
Войну с Украиной мы — официально — не вели, не ведем и не собираемся. Даже наши первые лица все еще называют время от времени украинцев братским народом. «Люблю, як душу, трясу, як грушу», как сказали бы по этому поводу украинцы.
Погибших на необъявленной войне российских десантников мы хороним тайно. Вот эти погибшие за мутное дело «русского мира» парни, которые внезапно «взяли отпуска» и «заблудились на границе», предатели или герои? Люди, которые хотят, чтобы у погибших российских солдат на Украине были нормальные могилы, чтобы их родственники не боялись говорить о них, чтобы страна знала, что там, на Украине, все-таки погибли наши ребята, герои или предатели?
Тот же псковский депутат Лев Шлосберг, который хотел вернуть десантникам честное имя погибших в бою, герой или предатель? Ведь если Макаревич «предатель», а Кобзон герой, значит, наши десантники гибли за правое дело? А если так, они имеют право на заслуженную публичную посмертную воинскую славу?
Но артисты не солдаты. Они не воюют, воюют ими.
Мы возмущаемся, что Валерию, Ивана Охлобыстина или того же Кобзона не пускают на Украину (хотя приехал же Иосиф Давыдович — аэропорта в Донецке больше нет, значит, не мог на самолете прилететь — и никто его не остановил, не депортировал).
Но зачем та же Валерия вообще едет давать концерт в Лондон, столицу «вражеской» страны Великобритании, которая ввела против нас санкции? Пусть поступает честно, как Кобзон. Пусть поет на свадьбе у боевика Моторолы, это нашей патриотической публике точно понравится. Зачем эти буржуазные «Альберт-холлы», когда можно собирать гарантированные аншлаги в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Крыму и части Донбасса?
Я категорически против запрета на въезд любых артистов в любые страны. Любых в любые. Только если это не серийные убийцы.
Но если кто-нибудь из иностранных артистов будет регулярно обзывать российские власти «хунтой» и отрицать принадлежность России части ее территорий, дадут ли здесь выступать таким артистам? Не скажут ли, что вот внезапно никто не захотел покупать на вас билеты? Или что в концертном зале скоропостижно протекла труба?
У нас травили Верку Сердючку в далеком 2007 году за невинную песню на конкурсе «Евровидение» под названием «Лаша тумбай». Тогда еще не покушавшимся на территориальную целостность соседних государств российским ура-патриотам в этой песне послышалось «Раша, гудбай». Это я просто напоминаю тем, кто считает Макаревича предателем и сильно переживает за будущее концертов Газманова в Юрмале.
Украина, мне кажется, должна пускать к себе всех российских артистов. Даже тех, кто поддерживает действия Кремля. И не травить своих, даже если они против украинской власти. Просто чтобы не уподобляться.
Увы, сам факт того, что обычный концерт артиста в соседней стране воспринимается значительной частью россиян как предательство, показывает всю глубину нашего одичания. Общество в полной боевой готовности к охоте на ведьм. Очень легко «предать» родину, когда у нее нет сколько-нибудь внятно сформулированных национальных интересов, кроме как «отомстить пиндосам».