Гряде економічна криза: в України залишилося два виходи
В України не таке велике поле для економічного маневру. І за великим рахунком, українській економіці може допомогти тільки серйозна підтримка великих глобальних світових гравців
Мовою оригіналу
В чудеса я неохотно верю в плане экономики. Поэтому, либо есть какой-то расчёт на серьёзную глобальную поддержку. Однако сейчас я вижу только негативные сигналы. Например, долгое время не могли решить, поднимать цену на газ или нет. Второй дурной сигнал состоит в том, что обязательства, которые надо было выполнить по антикоррупционному законодательству или по антикоррупционной работе, не до конца были выполнены. Например, электронная проверка деклараций.
На встрече мирового банка и МВФ в Бали вопрос Украины вообще никаким образом, я так понимаю, не поднимался. И более того, обычно подобные встречи очень пафосно описывают внутри страны Нацбанк и Минфин. Для них это всегда средство пиара. И тут вдруг ничего не происходит, нет даже никакой информации. А вот та разрозненная информация, которая поступает, допустим, от моих контактов свидетельствует о том, что на Бали вообще не поднимался украинский вопрос.
Но есть ещё параллельно объективные сигналы. 4 месяца подряд снижаются золотовалютные резервы. Минфин в панике пытается размещать свои облигации на внутреннем рынке. Раз они размещаются в иностранной валюте, то это значит, что инвесторы и кредиторы не будут их покупать за гривны, они не верят в гривну. Они чего-то ждут.
Могут ждать чего-то негативного, я не хочу сказать обвала. Ещё дополнительным таким вот плохим сигналом для меня является то, что до конца года всё равно есть потребность в валюте. И есть потребность в валюте на следующий год. Если, допустим до конца этого года вроде, как и не так уж и много надо найти, 1- 2 миллиарда, то на следующий год придется находить большие суммы – около 8 миллиардов долларов. Это для того, чтобы обеспечивать относительную финансовую стабильность в стране.
Если предположить, что начинает задействоваться сценарий «Б». То есть он не осознанно задействуется. Объективный сигнал состоит в том, что Украине чётко посылают информацию о том, что выйдя на внешние рынки заимствования капитала, она не сможет уже даже и под 9 процентов. То есть она должна быть готова платить от 9 процентов годовых. Это просто безумная цифра. Мало стран, даже развитых, могли бы выдерживать подобного рода процентную ставку. Таким образом возможны 2 расклада.
Первый план означает, что власть ждёт того, что сотрудничество с МВФ будет восстановлено. Это связано с тем, что какие-то глобальные игроки будут поддерживать нас во что бы то ни стало. Украину поддержат, и в конечном итоге финансирование в страну будет закачано. Это означает, что сотрудничество с МВФ должно будет быть, в конце концов, восстановлено. В таком случае ни в коем случае нельзя нарушать ряд основополагающих принципов. И прежде всего – нельзя нарушать независимость Национального банка страны. Также нельзя трогать золотовалютные резервы в большом количестве. Сейчас их сливают потихоньку, такое допустимо. По пол миллиарда в месяц, пожалуй, это возможно. Но не более того. Если начать сливать резко эти резервы, то это будет означать, что скорее всего монетарные власти подвергнутся серьёзному давлению со стороны обычной власти. Собственно, это такая мини модель того, что делал Янукович и правительство Азарова.
И даже при этом сценарии мы всё равно столкнемся с девальвацией гривны, однако она не будет такой вот значительной на протяжении нескольких месяцев. Кроме того, если потихоньку сливать резервы, то сразу же нужно начать печатать гривну. Если вот этот сигнал будет послан на рынок, снижаются золотовалютные резервы и печатается гривна, то это означает, что Национальный банк теряет независимость. И тогда план проваливается. Правительство должно продолжать сохранять иллюзию, что независимость Национального банка не тронута.
И второй вариант. Украина не верит вообще, что ей помогут. Ты вообще думаешь, что ты волен делать то, что ты хочешь. Правительство идёт на резкое обнуление резервов, пытаясь сохранять иллюзию, что всё подконтрольно. Дефицит превышает допустимую отметку, становится гораздо выше 3 миллиарда долларов. Например, где-нибудь в отметке 5-6 миллиардов. Вот такого уровня. Нет прогресса ни по одному реальному рейтингу, страна остаётся на 130 позиции в рейтинге коррупции. В общем, правительство посылает все сигналы о том, что они просто некий хулиган-разбойник, который не собирается вообще обращать внимание на учителя.
А дальше просто серьёзный широкомасштабный кризис. И все эти сценарии базируются только на том, что мы обсуждаем только Украину. Я уже не трогаю даже внешние силы. МВФ сделал, например, большой прогноз по поводу замедления мировых темпов экономического роста. В общем, про серьёзную угрозу для мировой экономики говорят очень многие. Так вот, если будет действительно замедление, не падение, а просто замедление темпов экономического роста в мире, то оно моментально отразится на ценах сырьевых рынков. А мы представлены на сырьевых рынках. Если произойдёт, то моментально мы получим минус 3 процента к нашему ВВП. То есть его рост до следующего года составит не 3,5 процента обозначенных Нацбанком и не 3 процента, которые обозначены Кабмином, а он может составить, например, около 0 процентов. А если большее падение, то вообще может уйти в минусовую зону. То есть, те риски я даже не трогаю. Но, те риски колоссальные и широкомасштабные и очень сильно бьющие по сырьевым экономикам. Поэтому я думаю, что базовый сценарий предполагает, что нам кто-то поможет. И если нам «кто-то поможет» (в кавычках, потому что именно так это представляет себе власть), сильные или даже не сильные игроки нам помогут. Так вот эти сильные игроки, которые нам помогут, они должны будут вынудить идти не популярные действия. На увеличение тарифов, даже если они этого не хотят, даже если надо будет наступить на горло собственной песни. Даже если не нравится принимать непопулистские решения. На фоне плохих экономик могут быть самые различные политические нехорошие расклады.