Другая каста
Когда я первый раз путешествовал по Индии, у меня был гид, звали его Гириш. Это был толковый парень 23 лет. Он учился в университете Дели на филфаке, на русском отделении.
Когда я первый раз путешествовал по Индии, у меня был гид, звали его Гириш. Это был толковый парень 23 лет. Он учился в университете Дели на филфаке, на русском отделении.
По-русски он говорил плохо, а мне хотелось живого общения на английском, поэтому разговаривали мы с ним в основном по-английски.
Мы провели с Гиришем примерно три недели. Одну неделю беспрерывно передвигались по Уттар- Прадешу и Химачал- Прадешу. А две недели прожили в Ашраме Йога Нмкотан в Ришикеше.
Заезжали в монастыри и храмы разных конфессий, беседовали с Гуру и Пандитами, медитировали и курили странноватые папироски, которые Гириш добывал в любой точке.
Гириш много мне рассказал о жизни в Индии, о древних и современных традициях. Меня, кстати, очень поразил тот факт, что в Индии на свадьбу деньги собирают не родители жениха, а, наоборот - родители невесты. Даже самые бедные семьи с момента рождения девочки начинают собирать деньги на то, чтобы выдать ее замуж.
Эпопея выдачи девушки замуж - очень тяжелое и дорогостоящее занятие для ее родителей. Часто финансовые торги между родителями жениха и невесты имеют более решающее значение, чем мнение молодых. Иногда дети вообще не знают, что по их поводу родители уже с кем-то ведут торг.
Гириш сам был из касты кшатриев, он этим очень гордился. Гириш говорил, что он сам выберет себе невесту ( а не родители) и деньги не будут в этом вопросе играть какую-либо роль. Он говорил, что деньги на свадьбу он хочет заработать сам, потому что он современный и прогрессивный человек.
Правда он так и не сказал утвердительно может ли быть его невеста из другой касты. От ответа на этот вопрос он уклонялся.
У нас была старенькая машина, но опытный водитель, который умудрялся на ней ехать в таких местах, в которых я вообще не думал, что машина может проехать.
Замечательно на такой машине ехать в Гималаях, где горный серпантин устроен таким образом, что вниз от дороги до дна ущелья может быть примерно три тысячи метров, а вверх - примерно столько же. И, когда на поворотах одно заднее колесо оказывалось над воздухом, я зажмуривался и молился всем индийским богам сразу. А их там, кстати, по некоторым данным 36 тысяч. Боги были к нам благосклонны, поэтому мы доезжали без особых происшествий. Хотя у меня часто захватывало дыхание, когда я видел вдоль этой дороги маленьких детей, играющих в что- то типа бейсбола буквально в тридцати- сорока сантиметрах от пропасти. Я был уверен, что любого белого человека судорога бы уже сковала от одного вида того, что маленький ребенок подошел бы к такой пропасти, а не то, что на ее крае гонять палкой мяч.
Так вот, Гириш. Больше всего этот парень удивил меня одним, на первый взгляд, незначительным действием.
Ехали мы с ним как- то из очередной точки в другую, болтали о жизни. Он сидел впереди, а я на заднем сиденьи. Гириш был повёрнут ко мне лицом. И вот, через определенное время, я вдруг заметил, что он, разговаривая со мной, делает рукой какие- то странные движения. Выглядело это примерно так: он сидит лицом в мою сторону и, соответственно, затылком к лобовому стеклу, рассказывает мне что- то, а параллельно с этим одну руку все время держит на уровне своей головы ладонью в мою сторону, странным образом перемещая ее то выше, то ниже, то правее, то левее. Время от времени он менял руку, но производил все те же странные движения- так, как будто направлял своей ладонью на меня какую- то невидимую энергию.
Сначала я думал, что мне показалось, что он просто чешет ухо, но его рука ладонью в мою сторону была настолько постоянна, что сомнений никаких не оставалось - эти жесты что- то значат.
Мне стало до того интересно, что я весь погрузился в разгадку этой задачи. Я пытался вычислить какую- то закономерность в движениях, какую- то последовательность. Последовательности не было никакой. Рука двигалась спонтанно или, как минимум, улавливая какие- то невидимые сигналы.
Мы ехали и ехали, рука все двигалась и двигалась, а я никак не мог понять, что это значит.
В конце концов я сдался и решил его спросить.
Я спросил его что он делает. Сначала он не понял о чем я спрашиваю. Ситуацию еще усложнял мой английский. Тогда я повторил вопрос: что он делает своей рукой, почему все время в процессе разговора его рука спонтанно перемещается на уровне его головы ладонью ко мне.
Когда Гириш понял мой вопрос, он немного смутился, а потом просто ответил, что он держит руку так, чтобы мне в лицо не светило солнце и чтобы я не жмурился.
...... Я был потрясен.
В этом автоматическом для него действии я почувствовал тысячелетнюю традицию кшатрия.
Задача кшатриев - это власть и управление. Это их призвание. Но как же это удивительно выглядит, когда эта задача сопровождается максимальной заботой о подопечном.
Понятно, что в Индии совсем не идеальные чиновники, но все же. Если бы наших министров отправить на месяц в Уттар-Прадеш подышать воздухом, посмотреть на Гималаи, немного помедитировать и позаниматься йогой, мне кажется, что стиль управления мог бы поменяться.