Крымский сталкинг. Как оставить дверь открытой?
Нынешняя ситуация с каналом ATR и его родственным информационным холдингом (детским телеканалом «Лале», радиостанциями «Лидер» и «Мейдан-ФМ») является финишной чертой процесса сворачивания свободных республиканских СМИ.
Нынешняя ситуация с каналом ATR и его родственным информационным холдингом (детским телеканалом «Лале», радиостанциями «Лидер» и «Мейдан-ФМ») является финишной чертой процесса сворачивания свободных республиканских СМИ.
Очевидно, что массовое вещание в Крыму возможно только для тех организаций, которые не просто лояльно относятся к российской власти, но и выполняют определённые идеологические требования к работе с местным населением.
Те же СМИ, которые не хотят превращаться в КПССовскую «Правду», а оставляют себе место для отыгрыша, творчества и продвижения собственных смыслов, обречены остаться за бортом корабля, заплутавшего в геополитическом тумане на пути в «родную гавань». Именно поэтому трагическая ситуация вокруг ATR, увы, вполне закономерна.
Напомним, что всё началось в прошлом году – с физической атаки на Черноморскую телерадиокомпанию, которая в итоге была вынуждена перебраться в Киев. Та же судьба постигла и некоторые электронные издания (BlackSeaNews тоже перебрались в Киев, «События Крыма» – во Львов), но большинству тех, кто хотел продолжить работу на полуострове, просто отказали в выдаче новой лицензии.
QHA (Крымскому агентству новостей), крымскотатарской газете «Авдет» и ряду других республиканских масс-медиа не удалось перерегистрироваться, а значит, в будущем крымчане будут ограничены в доступе к используемым информационным источникам (например, печатные издания рассматривают возможность переформатирования в сетевые ресурсы, что грозит очевидными потерями части аудитории).
Информационная дверь Крыма вот-вот наглухо захлопнется. И перед всеми, кто заинтересован в её открытости, стоят жёсткие вызовы, требующие немедленного ответа. Чтобы продолжить работу на полуострове, СМИ нужна новая стратегия выживания.
И, кажется, вектор изменений уже задан. Сдержанная критика действий местных властей и федеральных инициатив российского правительства, негласная позиция по отношению к «крымской весне», которая не противоречит нынешнему законодательству РФ (фактическое молчание и отсылка «к новым реалиям») – так телеканал ATR попытался приспособиться ко враждебной среде обитания. Да, скорее всего, эти старания всё равно пойдут прахом: ATR закроют или вынудят либо вообще отказаться от политики, либо производить совсем уж пресный продукт (на что, уверен, команда телеканала не пойдёт).
Но именно примеру «Первого крымскотатарского» в дальнейшем будут следовать все, кто хотят уберечь полуостров от полной информационной блокады.
-- Соломинки утопающих
Очевидно, что количество специалистов, которые могут и стремятся работать репортёрами независимых крымских СМИ или корреспондентами независимых СМИ в Крыму (по степени риска это одно и то же), постепенно уменьшается. Постоянные преследования журналистов, случаи физических нападений заставляют многих задуматься о смене профессии или переезде на материк.
Остальные вынуждены искать такие форматы деятельности, которые позволят оставаться в зоне хотя бы условной безопасности, но при этом доносить необходимую информацию, продолжая работать в «поле». Этот путь компромиссов с самим собой, государством и собственной аудиторией сводится к тому, что вместо «горячей войны» независимые крымские журналисты, обозреватели и прочие акулы пера должны уходить в плоскость «интеллектуальной борьбы», используя аргументы из арсенала своих оппонентов.
Если для работы в Крыму необходимо получить российский паспорт, создать российское СМИ и выполнять требования действующего российского законодательства, то пусть так и будет: это даст больше возможностей для диалога с аудиторией, чем разговоры о том, что правильно и неправильно делать на полуострове с подвешенным геополитическим статусом.
Иначе и Украина, и Россия лишатся независимых источников информации, расположенных непосредственно в Крыму. И тогда останется только комментировать заявления чиновников или совсем уж оторванные от места проекты и предложения федерального правительства.
Если Крым накроет вуалью неведенья, о работе с аудиторией полуострова можно будет забыть: 2 миллиона человек окончательно выпадут из действительности и окажутся в параллельной информационной реальности, где НАТО страстно жаждет окружить своими военными базами каждый городской сортир.
Между тем в конституции Республики Крым, принятой 11 апреля 2014 года для имплементации правового поля полуострова в Российскую Федерацию, есть две важные статьи, которые могут и должны взять «на вооружение» все труженики «информационного фронта», работающие непосредственно в крымских «полях».
Статья 9 (пункт №3) гласит, что никакая идеология не может быть обязательной или государственной. А статья 10 не только определяет три (!) государственных языка республики, но и устанавливает принцип многообразия культур и обеспечения их равноправного развития.
Основываясь на этих законодательных нормах, принятых российскими властями полуострова, можно бесконечно предпринимать попытки создания крымскотатарских и украинских СМИ (для развития равноправных местных культур).
Если не получится получить лицензию на вещание, нужно организовывать сетевые проекты и собирать собственную интернет-аудиторию. Главное – не потерять тех, кто не боится говорить правду, и тех, кто не боится смотреть этой правде в лицо.
Всё остальное – дело техники.
-- Дело техники, или Как оставить дверь открытой
Так как классические СМИ даже по российским законам – вещь ненадёжная, необходимо сделать всё, чтобы перевести аудиторию в сеть. Лучше всего – создать множество нишевых интернет-проектов, которые смогут привязать к себе местных жителей. Пусть через социальные сети, пусть не только через новостные и аналитические, но и через развлекательные форматы. Главное – они должны создаваться крымчанами для крымчан.
Старшая возрастная группа в плане информационной работы практически безнадёжна. Долгие годы, проведённые под «Крымской правдой», своеобразно отразились на человеческой психике, необратимо превратив её в советские консервы. Поэтому основную ставку необходимо делать на молодежь – менее читающую, более открытую и «интернетизируемую» часть общества.
Форматы должны быть соответствующим. Нужно максимум визуального контента: сюжетов, фильмов, мультипликации, видеоблогов и т.п.
В общем, не требуется ничего сверхъестественного. Есть тысячи способов организовать соответствующую информационную сеть на местах с выходом ее на общемировую. Нужен лишь принципиальный интерес.