Эфир без помех
С первого апреля на полуострове перестал вещать Первый крымскотатарский телеканал ATR
Закрылось не просто национальное СМИ, закрылся информационный ресурс, вокруг которого объединялся весь крымскотатарский народ. На базе продакшн-студии этого канала снимался нашумевший фильм «Хайтарма», рассказавший о депортации крымских татар.
Но ни историко-культурная значимость, ни высокие рейтинги не смогли помочь ATR в получении лицензии. Крымский телеканал, который вещает на трех государственных языках: русском, крымскотатарском и украинском (в пропорции 65/35/5%), — пять раз направлял запросы в Роскомнадзор, и каждый раз в документах обнаруживались ошибки.
Теперь канал полностью прекратил вещание, а на его сайте в разделе Live висит черный экран.
25 марта, когда стало очевидно, что уже через несколько дней медиаресурсу придется прекратить вещание, на канале стартовал телемарафон «Не убивайте ATR», который вызвал значительный резонанс. Так, первого апреля Европейская служба внешнеполитической деятельности (профильное ведомство ЕС) призвала восстановить вещание телеканала, назвав его закрытие прямым нарушением принципа свободы слова. Уже на следующий день появилось заявление Генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда с аналогичным по смыслу содержанием.
Спохватился и официальный Киев. Петр Порошенко поставил перед недавно созданным министерством информационной политики задачу обеспечить условия для вещания телеканала ATR на территории Украины. Профильный министр и по совместительству кум президента Юрий Стець сделал ответное заявление о том, что будет лично проводить встречи с послами стран ЕС и неправительственными организациями по вопросу ATR.
В этом, в общем-то, и проявилась вся суть нынешней государственной политики Киева. Президент поручает «создать условия», а министр вместо того, чтобы искать инвесторов из числа украинских олигархов и заинтересованных лиц, выдумывать новые форматы для продолжения вещания ATR не только на территории материка, но и в Крыму, выбирает самый простой выход — перебросить проблему на европейских партнеров и помочь каналу за счет иностранных грантовых фондов.
Конечно, структуры ЕС, правительства европейских стран и независимые фонды сделают все, чтобы сохранить телеканал или по крайней мере обеспечить его переезд на материковую часть Украины. Однако для ATR жизненно важно возобновить вещание на полуострове, где осталась большая часть крымских татар, которые не собираются покидать родину. И тут Европа, увы, бессильна.
Шумиха, которая поднялась вокруг проблемы ATR в последние несколько дней, заглушила грохот российского государственного катка, лишившего крымчан практически всех независимых республиканских медиа. Да что там независимых — даже тех, которые стали очень осторожно подходить к критике действий правительства и вообще отошли от серьезного комментирования событий Крымской весны.
Началось все весной 2014 г. — с отключения Черноморской телерадиокомпании, довольно скептично настроенной по отношению к местным властям. Та же участь постигла и Центр журналистских расследований (его имущество было арестовано, а сотрудникам, которыми активно заинтересовались в ФСБ, пришлось перебраться в Киев).
Кроме того, на полуострове практически не осталось местных корреспондентов украинских СМИ. Причиной массового бегства стало учащение случаев нападения на журналистов и нарушения их прав. С 1 марта по 10 июня 2014 г. в Крыму было зафиксировано 118 таких фактов (по данным украинского Института массовой информации).
Также на материк переехали республиканские сетевые издания «События Крыма» (во Львов) и BlackSeaNews (в Киев). При этом важно подчеркнуть, что из Крыма выезжали преимущественно те организации, которые находились в зоне физического риска, так как часто полемизировали с властями, не подбирая политкорректных формулировок для описания происходящих на полуострове событий.
Большей же части СМИ, которые не хотели покидать пределы республики, просто не дали перерегистрироваться или получить российскую лицензию. Под «формальный» каток попал весь родственный информационный холдинг ATR (радиостанции «Лидер», «Мейдан-ФМ» и даже детский телеканал «Лале»). Также не удалось перерегистрироваться крымскотатарским газетам «Авдет» и «События», QHA (Крымское агентство новостей), которое теперь тоже планирует перебраться в Киев.
В итоге в республике сложилась следующая закономерность: местное СМИ либо становится информационным рупором власти, либо исчезает с территории полуострова. Так что «убийство» телеканала ATR нужно рассматривать как часть общего плана зачистки информационного пространства Крыма в процессе его становления как субъекта Российской Федерации.
P.S. Планируется создание в Крыму Общественной крымскотатарской телерадиокомпании (ОКТРК). Глава РК Сергей Аксенов заверил, что новый крымскотатарский телеканал будет «свободен от идеологического и финансового диктата».