Беспросветная республика
В ночь с субботы на воскресенье, 22 ноября, после подрывов ЛЭП Крым перестал получать электроэнергию из Украины и погрузился во мрак
Уже утром в воскресенье свет появился в жилых домах практически всех крупных населенных пунктов республики. Севастополю и Симферополю повезло больше: в некоторых городских районах электричество до сих пор подается бесперебойно, невзирая на введенный график веерных отключений. Кому-то повезло меньше: у них свет то появляется, то гаснет через каждые 4—8 часов.
Кому-то, как, например, жителям Керчи, не повезло совсем: из-за нехватки электроэнергии в городе возникли проблемы с мобильной связью, водоснабжением, возможностью купить топливо на автозаправках. Дело дошло до того, что ночью практически весь личный состав местной полиции вышел на дежурство по охране общественного порядка.
Понедельник, 23 ноября, был объявлен выходным днем, так как местные власти хотели перестраховаться на случай возникновения непредвиденных кризисов. Также был введен режим ЧС, который может продлиться до конца декабря, когда в Крыму должны закончить первую очередь энергомоста из России, предоставив республике мощность в 300 МВт. Проблема только в том, что даже при дневной температуре +18 пиковые утренние нагрузки, по заявлениям местных властей, составляют 800 МВт, из которых сейчас полуостров самостоятельно вырабатывает 300.
Зимой нагрузки будут гораздо выше, учитывая потенциал взорванных линий: 1000—1200 МВт. Даже если в декабре в Крым проведут энергомост, а сама республика не станет вырабатывать меньше за счет работы мобильных газотурбинных электростанций, дефицит электроэнергии все равно будет доходить до 50%. А это значит, что в ближайшее время без украинского электричества Крым обречен на весьма некомфортные условия существования.
Причины и следствия
21 ноября, за несколько часов до полного отключения электроснабжения в Крыму, на Украине отмечали годовщину начала «революции достоинства» — старт Евромайдана. Вечером этого же дня крымские татары устроили импровизированный митинг у стен администрации президента. В мероприятии также приняли участие украинские политические активисты.
Митинг прошел под лозунгом «Крым — это Украина!». Перед протестующими выступил лидер крымских татар Рефат Чубаров, который сообщил, что вместе с Петром Порошенко намерен поставить перед западными партнерами вопрос о расширении Минских договоренностей и обязательном включении в их перечень пункта о возврате полуострова Украине. Хотя митинг был малочисленным (всего около 300 человек), к активистам вышел заместитель главы администрации президента Ростислав Павленко, заверивший, что чиновники обязательно подключатся к ситуации с понедельника.
За сутки до этого — 20 ноября — были взорваны опоры на двух воздушных линиях: «Мелитополь — Джанкой» и «Каховская — Титан». А на двух оставшихся ЛЭП — «Каховская — Островская» и «Каховская — Джанкой» — команда НЭК «Укрэнерго» обнаружила следы взрывчатки. Но технические отчеты НЭК «Укрэнерго» свидетельствуют, что изначально подрывники планировали снести опоры на всех четырех линиях еще 20 ноября.
Интересно, что участники торговой блокады Крыма (активисты Меджлиса крымско-татарского народа, представители запрещенного в РФ Правого сектора, батальона «Айдар» и прочих организаций), заявили, что не имеют никакого отношения к взрывам, но сразу же начали протестовать против ликвидации последствий диверсии.
Прямая речь координатора торговой блокады Крыма, владельца телеканала ATR и гражданина РФ Ленура Ислямова:
«Это мог сделать кто угодно. Это могли сделать диверсанты, которые пришли из Крыма, или диверсанты, которые здесь находятся, или это могли сделать патриоты Украины. Это мог сделать кто угодно, но мы к этому отношения не имеем. Мы будем блокировать, потому что нам интересно участие в самом процессе блокировки, а не в процессе подрывов».
Бойцы Нацгвардии и батальона «Херсон», взявшие под охрану взорванные опоры, отказались применять силу и не стали мешать блокаде ремонтных работ ЛЭП. Поэтому максимум, что смогли сделать энергетики, — заземлить провода.
Уже утром в понедельник, 23 ноября, уполномоченный президента Украины по делам крымско-татарского народа Мустафа Джемилев сказал, что участники блокады допустят специалистов до разминирования и ремонта двух линий, которые снабжают Херсонскую область и связаны с Запорожской АЭС. Об остальном, дескать, не может быть и речи до освобождения украинских политических заключенных в РФ.
Дело в том, что повреждение ЛЭП поставило под угрозу отключений некоторые районы Херсонской и Николаевской областей. Также украинские энергетики были вынуждены провести аварийную разгрузку Южноукраинской и Запорожской АЭС. И тут тем, кто «никакого отношения к подрывам не имеет», пришлось серьезно задуматься о риске техногенной катастрофы.
Но главная цель уже была достигнута: Крым оказался в условиях энергетической блокады, официально необъявленной, но негласно одобренной украинским правительством и лично Петром Порошенко (ведь по сути акцию организовали депутаты от его партии — лидеры крымско-татарского движения).
Пока неизвестно, как долго продлится эта блокада. Вероятно, все будет зависеть от реакции Москвы.
Источник: Новая газета