Зерновые в Крыму – блеф российского «министра»
«Министр» сельского хозяйства Крыма Виталий Полищук на днях провел пресс-конференцию по итогам уборки зерновых культур, на которой расхвалил успехи отрасли.
«Министр» сельского хозяйства Крыма Виталий Полищук на днях провел пресс-конференцию по итогам уборки зерновых культур, на которой расхвалил успехи отрасли. По его сведениям, в Крыму произведено 1,4 млн. тонн зерна ранних колосовых культур, что на 264 тысячи тонн больше, чем в прошлом году. Средняя урожайность ранних зерновых культур составила, по его информации, 29,3 центнера с гектара посевов. Однако независимый анализ процесса уборки ранних зерновых показывает, что эти данные преувеличены, как минимум, на треть.
На самом деле в угоду российской политике, «министр» не может сказать правды. Из-за использования старых подходов к севооборотам, структуре площадей, старых технологий во время выращивания зерновых культур нынешний год в зерновой отрасли был фактически провальным, несмотря на супер-благоприятные погодные условия с обилием дождей в вегетативный период.
-- «Министр» явно хочет получить российский орден
Обратимся непосредственно к периоду уборки. Тот же Виталий Полищук 23 июня 2015 года утверждал, что общий сбор зерна составляет 914 тысяч тонн и, возможно, достигнет 1 миллиона. Это было в то время, когда было собрано уже 87-90% площадей. Как наиболее оптимистичный результат, Полищук называл цифру в 1,1 миллиона тонн. По его же данным, средняя урожайность по Крыму становила 27,1 центнера зерна с гектара, а урожайность в 35,6 (!) центнера с гектара в засушливом Красноперекопском районе, а также в 29,9 в Красногвардейском районе, 28,2 в Симферопольском, 27,9 в Нижнегорском и 27,7 в Советском районах, – то есть, всего 5 районах из 16 районов, – называлась им как высокая и выше средней по Крыму.
Следовательно, в остальных регионах, которых большинство, она ниже средней, и в некоторых – значительно. Мы не можем знать, соответствовали ли эти данные реалиям, но исходя из того, что в тот момент аналитики пользовались более достоверными оперативными данными, будем считать их правдивыми, поскольку оперативная информация с полей редко фальсифицируется. И тогда возникает вопрос: могло ли завершение уборки на явно худших полях, составляющих примерно 10% общей площади, дать прибавку зерна еще почти на половину, то есть на 400 с лишним тысяч тонн?
Ответ очевиден, и он подтверждается расчетами. Как известно, всего в Крыму под урожай 2015 года было посеяно более 480 тысяч гектаров ранних зерновых, что намного больше прошлогоднего. Если 90% этой площади было уже убрано, то оставалось убрать примерно 48 тысяч гектаров. При заявленной Полищуком средней урожайности в 27,1 центнера с гектара, они могли прибавить к собранным 914 тысячам тонн еще не больше 130 тысяч тонн, то есть общий итог зерна по Крыму получается не больше 1044 тысячи тонн, как и предполагал на то время сам Полищук, называя цифру в 1,1 миллиона, хотя и она уже завышена. 1,4 миллиона тоннам просто неоткуда взяться. Таким образом, приписка валового сбора зерна ранних культур урожая 2015 года по Крыму составляет примерно 400 тысяч тонн.
Зачем «министру» обманывать крымчан и Москву? Начальство требует, не хочет показать, что они работают на самом деле не хорошо, а плохо, и что дела в Крыму не идут блестяще. Кроме того, и Аксенову, и Константинову очень хотелось получить этим летом от «министра» красивый снопик пшеницы, перевязанный российским триколором с заветной цифрой с шестью нолями перед телекамерами. Ну разве мог Полишук отказать начальству?
Кроме того, стоит негласная задача к осени рапортовать, что вместе с поздними культурами, кукурузой и т.д., – к которым относился ранее и рис, но в этом году риса-то не сеяли! – в Крыму собрано 2 миллиона тонн зерна или около того. Следовательно, чем больше прибавить сейчас, тем меньше надо будет мухлевать с кукурузой.
Зерно, как монокультура, не рационально в Крыму
Виталий Полищук, расхваливая ситуацию, не скупится на слова: уборка, мол, ранних зерновых культур закончена успешно, без потерь, Крым готов к экспорту излишков зерна. Он заслуги по увеличению урожая приписывает себе, хотя известно, что урожаю сильно поспособствовали июньские дожди, когда в некоторых районах выпадало до 3-4 месячных норм осадков. Если бы не этот фактор, говорят специалисты, Крым собрал бы реально в среднем не больше 15-17 центнеров с гектара.
И слова «без потерь» – это также говорится для непосвященных. На самом деле период уборки в этом году растянулся практически вдвое. А это значит, что колос при таких темпах уборки уже начинал терять зерно из-за перестоя на стебле. Задержка произошла, во-первых, из-за недостатка комбайнов. Их не хватало примерно одной тысячи, а Крым получил из России в лизинг всего 200 машин. Во-вторых, из-за погодных условий. В период уборки также 10-12 дней шли дожди, которые привели к потерям зерна, и не только ячменя, но и пшеницы.
Виталий Полищук говорит, что «в Крыму по-прежнему остаётся много неосвоенных земель. И уже в будущем году на 10% увеличится засев яровых на вновь разрабатываемых участках». То есть к 480 с лишним тысячам гектаров «министерство» хочет добавить еще как минимум 48-50 тысяч гектаров.
Но вот анализ еще трехлетней давности нынешнего Института сельского хозяйства Крыма, что в Клепинино.
«В Автономной Республике Крым в течение последних двадцати лет произошло значительное изменение структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур. Если в 1990 году площади под зерновыми культурами были практически на одном уровне с кормовыми, соответственно 45,7 и 44,0%, то в 2012 году количество кормовых в структуре посевных площадей сельскохозяйственных культур сократилось более, чем в 8 раз и составило всего 4,3%, а площади под зерновыми культурами выросли до 78,8%. Высокий удельный вес зерновых культур в структуре посевных площадей привёл фактически к выращиванию зерновых колосовых в монокультуре, и, как следствие, обусловило понижение уровня плодородия почвы и резкое ухудшение фитосанитарного состояния посевов (распространение озимых и зимующих сорняков, болезней и вредителей зерновых культур)», – говорится в нем.
То есть еще в советское время к началу 90-х годов аграрии Крыма пришли к выводу, что зерновые культуры на полуострове не являются приоритетной культурой, поскольку это зона рискованного земледелия. В частности, было решено, что такие районы как Бахчисарайский, например, вообще не подходят для выращивания зерновых из-за климатических особенностей.
Но сегодня, когда Крым попал в экономический кризис, российские политики требуют, вопреки очевидной неэффективности, расширять и расширять в Крыму посевы ранних зерновых, поскольку боятся, что Крыму самому может не хватить даже выращенного хлеба. А просить хлеб у Москвы вообще рискованно – России самой хлеба не хватает. Это в хлебной Украине можно было надеяться, что другие области поделятся урожаем, а в России такой номер не пройдет.
Поэтому еще и сегодня Виталий Полищук говорит: «Среди отстающих по урожайности (зерновых культур – авт.) – Джанкойский и Бахчисарайский. Они собрали по 25 центнера с гектара и 24,5 центнера с гектара соответственно. Над увеличением показателей здесь поработает «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма». Исследовательский опыт урожайных районов, например Симферопольского, будет использован остальными крымскими аграриями».
Это полный непрофессионализм. Во-первых, если в Крыму получили в среднем зерновых всего лишь 27-28 центнеров с гектара, а в европейским странах зерновые собирают по 90-100 центнеров, то стоит ли гордиться сверхнизкой по мировым меркам урожайностью зерновых?
Во-вторых, заметьте, что среди отстающих названы как степной Джанкойский, так и горный Бахчисарайский район. Это доказывает, что не районы виноваты, а зерновые культуры, как в условиях степи, так и в условиях гор, не дают в Крыму приемлемой урожайности. Поэтому-то Институт и рекомендовал в свое время отказываться от зерновых культур, а на освобожденных площадях выращивать более эффективные для Крыма культуры – виноград для горной местности и масличные культуры для степи.
В-третьих, как опыт полустепного Симферопольского района можно использовать для внедрения в горном Бахчисарайском, о чем говорит Полищук? Любому агроному очевидно, что это разные условия, следовательно, они требуют разной агротехники, это же не промышленный цех, это погода и климат, которыми управляет сам Бог.
К сожалению, крымские специалисты-аграрии в условиях российской оккупации поставлены в такие условия, что они вынуждены либо блефовать, либо рискуют попасть в немилость оккупационной власти. И тот факт, что это ставит вопрос о профессионализме, порядочности, самоуважении, ничего не говорит, потому, что вслед за немилостью власти могут последовать репрессии спецслужб, ведь обвинить агронома во «вредительстве» – это также просто, как кинорежиссера Сенцова в «терроризме».
Источник: Крым.Реалии