Керчь – обочина военной дороги
Сторонники аннексии Крыма убеждают крымчан, что Керчь с возвращением в Россию превратилась из провинциального портового города в важный транспортный и логистический узел, через который проходят мощные потоки грузов и пассажиров.
Сторонники аннексии Крыма убеждают крымчан, что Керчь с возвращением в Россию превратилась из провинциального портового города в важный транспортный и логистический узел, через который проходят мощные потоки грузов и пассажиров. На самом деле Керчь лежит растоптанная гусеницами и колесами большегрузных машин. Дороги не были готовы к таким нагрузкам. С марта 2014 года по старой дороге из Керчи вглубь Крыма прошли больше миллиона машин, в том числе тяжелых и гусеничных, под угрозой разрушения оказался единственный мост, конструкции которого не выдерживают нагрузок. По данным «Морской дирекции», только с начала 2015 года через переправу въехали в Крым или отправились обратно около 900 тысяч единиц автотранспорта и 3,4 миллиона человек. С учетом военной техники эти показатели значительно больше.
Керчь сегодня называют «новыми воротами Крыма», но она не просто заменила Джанкой, она попала под пресс российской военщины и хвастливости – керченских бед не признают, с керчанами не считаются, считают ее всего лишь пропускным пунктом вглубь Крыма. Разбитую танками и тяжелыми бронемашинами дорогу от Керчи до Симферополя сейчас ремонтируют, но совсем не прикерченский участок, который остается труднопроходимым для обычного транспорта. Реальность такова, что Керчь стала городом-жертвой, который просто чуть не затоптали орды техники, несущейся через пролив в Крым. При всем этом Керчи пророчат транспортную и курортную славу. Что из этого получится?
-- Кого приняли за курортников?
Отдел курортов российского «горсовета» Керчи нашел повод для гордости: по его данным с начала года и к середине сентября в отелях и санаториях города отдохнули 29200 человек в то время как в 2014 году Керчь к этому времени посетили 9134 туриста. Заполняемость гостиниц и пансионатов этим летом достигла 63 процентов, в то время как в 2013-м году было всего 35 процентов. На этой основе они рапортуют, что Керчь уже, якобы, начала превращаться в город-курорт. Так ли это?
На самом деле, оживление турпотока в Керчи есть, но, во-первых, он не такой значительный, а во-вторых, это не повод для радости. Большая часть из останавливавшихся в гостиницах не курортники, а командированные из России и не успевшие уехать вглубь Крыма, – это военные, чиновники, а также искатели счастья, не нашедшие его в России, решившие испытать удачу «на вновь открывшихся землях».
К такому числу «гостей» Керчь оказалась не готова. На улицах образовались пробки, движение транспорта замедлилось, а ведь город растянут по берегу на 40 километров, и поездка из одного конца в другой становится настоящей нервотрепкой. По моей информации, практически в два раза возросло количество ДТП и стали практически обычными нарушения правил движения. Наполовину возросла преступность, в том числе – кражи и грабежи.
Пляжи и зоны отдыха – в первую очередь Центральный, Курортный, пляж в Героевке – оказались завалены горами мусора, убирать который город не подготовился. Питаться возросшему потоку «туристов» и проезжих оказалось негде, за это время не построено ни одно новое кафе или ресторан, а в существующих стали возникать очереди, их владельцы стали задирать цены. Так, типичный обед из двух блюд и салата в местном ресторане стоит примерно 1200 – 1500 рублей, хотя в 2013-м можно это стоило примерно 100 – 120 гривен.
В то же время по сравнению с Ялтой или Евпаторией Керчь считается дешевым курортом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому здесь останавливаются самые не требовательные к качеству отдыха россияне. Многих привлекли, например, цены на базе отдыха в Героевке. Комната в сутки здесь стоила всего 300 рублей, однако других видов сервиса там вообще нет. Такой отдых – все равно, что кино про жизнь в 1970-е годы.
Туристический портал Travel.ru составил рейтинг стоимости отдыха на курортах, куда включил и Керчь. Согласно их данным по дешевизне отдыха Керчь заняла первое место! Бюджет отдыха здесь составил 2446 рублей на трех человек в день в то время, как по тем же данным, отдых такой же семьи в Ялте стоит в два раза дороже – 4610 рублей.
-- Будет ли курорт?
Несмотря на то, что в Керчи естественный курортный потенциал действительно есть, а это отличные пляжи двух морей и лечебные грязи озера Чокрак, которые активно использовались еще во времена Крымского ханства, а в последнее время эксплуатировались полулегально для экспорта пеллоидов, сами керчане в своем курортном будущем сильно сомневаются. Этот курортный ресурс хоть и вошел в «федеральную целевую программу», но рассчитана она до 2020 года, а пока никто не спешит сорить деньгами на окраинах Керчи.
Во-первых, развитию курорта в Керчи мешает соседство пляжей с «грязными» заводами, нарушающими все экологические нормы. По правилам организации курортов лечебные пляжи не могут соседствовать с керченскими промышленными монстрами. Уже в нынешнем году по этой причине были закрыты пляжи «черепашка» и «сморжевского».
Хотя местные власти говорят об увеличении потока туристов и гостей, Керчь даже нынешним летом оставалась «недогруженной». По моей информации, из почти 40 гостиниц, санаториев, пансионатов и баз отдыха работали только 15 из них. Перерегистрацию по российскому законодательству прошли всего девять гостиниц, три пансионата и три санатория.
Анализ статистики показывает, что реальной популярностью базы размещения в Керчи не пользуются. Так, по моей информации, в санаториях 572 койко-места, и с начала года они приняли 5000 человек. То есть за весь год на каждой койке сменилось всего 8 постояльцев! Номерной фонд гостиниц составляет только 469 койко-мест, и по статистике они приняли 13600 туристов. То есть каждое гостиничное место за весь год приняло всего 29 гостей. Многие из них останавливались на один-два дня, многие не больше, чем на неделю.
Стоимость одноместного номера в гостиницах Керчи этим летом составляла 1900-2000 рублей в сутки, хотя в 2013 году он стоит только 200-300 гривен.
Уровень сервиса в гостиницах и пансионатах остается низким. В городе нет инвестиционных предложений по новому строительству баз размещения, или реконструкции существующих, потому, что в курортное будущее Керчи никто не верит.
-- Мост как мираж
Мост через Керченский пролив, который, якобы, уже начали строить, все еще остается для керчан непонятным миражом – одни надеются на него, другие понимают, что если мост все же построят, то под колесами возросшего во много раз транспортного потока Керчь может быть вообще раздавлена как населенный пункт. Планируемое строительство автомобильной трассы «Таврида» от Керчи до Севастополя только усугубляет этот фактор. Город имеет шанс превратится всего лишь в обочину этой гигантской трассы – пассажирам, проносящимся по ней, нужны будут дешевые кафе, дешевые гостиницы на одну ночь, и ничего больше.
Придорожное положение Керчи определяет все ее будущее. Здравый экономический смысл подсказывает, что как курорт, или как здравница, или как музей она будет развиваться только в последнюю очередь, после того, как будут заполнены Севастополь, Южный берег, Евпатория, да даже и Феодосия, когда там уже не будет места для развития, тогда только инвесторы могут обратить внимание и на Керчь, город двух морей.
Но когда это будет, не знает никто. Если в новой реформированной Украине, в скором будущем соединившей свою судьбу с Евросоюзом, эти перспективы могли быть близкими, то в российское будущее Крыма мало кто верит. Практика показывает, что это чревато всего лишь возвращением к уровню и стилю жизни 80-х-90-х годов. И керчане бояться еще того, что если России придется уходить из Крыма, то колонны техники еще раз пронесутся гусеницами по городу и растопчут его окончательно.
Источник: Крым.Реалии