Программа развития Крыма пала жертвой в пользу… Башара Асада?
В мае 2014 года, когда Владимир Путин понял, что аннексия Крыма стала непомерной экономическим грузом для России, он заставил правительство заморозить строительство крупнейшего судостроительного кластера в Калининграде на базе судостроительного завода «Янтарь», отказаться от проекта строительства порта «Тамань» в Краснодарском крае, который уже называли «Южными воротами России», и который оценивался в 228 млрд рублей, а также строительства давно ожидаемого в регионе моста через крупнейшую в Восточной Сибири реку Лену в Якутии, что высвободило 73,2 млрд рублей. Владимир Путин тогда объяснил. Что эти проекты, якобы «требуют дополнительного обоснования».
В мае 2014 года, когда Владимир Путин понял, что аннексия Крыма стала непомерной экономическим грузом для России, он заставил правительство заморозить строительство крупнейшего судостроительного кластера в Калининграде на базе судостроительного завода «Янтарь», отказаться от проекта строительства порта «Тамань» в Краснодарском крае, который уже называли «Южными воротами России», и который оценивался в 228 млрд рублей, а также строительства давно ожидаемого в регионе моста через крупнейшую в Восточной Сибири реку Лену в Якутии, что высвободило 73,2 млрд рублей. Владимир Путин тогда объяснил. Что эти проекты, якобы «требуют дополнительного обоснования».
Как объяснил тогда глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, «реализация этих двух проектов теперь стала менее актуальной». Благодаря закрытию только двух последних «строек века» бюджет сможет высвободить 112 млрд рублей на другие, более приоритетные проекты, в том числе в Крыму. По его словам, это дополнительные средства, которые пополнят уже существующий резерв в 243 млрд рублей. Впрочем со временем Кремль убедился, что и этих денег на Крым мало.
Теперь же по тому же сценарию Владимир Путин разыграл другой сюжет. В октябре 2015 года тот же Алексей Улюкаев прилетел в Крым, собрал закрытое совещание с участием «главы» Крыма Сергея Аксенова, «губернатор» Севастополя Сергея Меняйло и представителей федеральных органов власти, которые являются заказчиками госпрограммы ФЦП и стал убеждать их в том, что многие проекты Федеральной целевой программы, запланированные на 2015 год, следует перенести пока на 2016-й, а там видно будет. Стало очевидно, что России не хватает денег на ведение войны в Сирии, и ее первой жертвой пало финансирование Федеральной целевой программы по развитию Крыма, в частности, проекты 2015 года.
Любимая игрушка крымской власти
С самого начала аннексии Крыма жупел Федеральной целевой программы был для российской крымской власти и любимой игрушкой, и главным агитационным козырем, и надеждой на скорое личное обогащение. Предполагалось, что Россия выделит Крыму немеряные деньги. Аппетиты «героев крымской весны» росли и они требовали все больше и больше. Дмитрию Медведеву пришлось тогда специально приезжать в Крым, чтобы объяснить, что «денежный дождь» над Крымом не может быть бесконечным ливнем. Первоначально под программу выделили 678 миллиардов рублей, но Крым просил все больше и больше, и тогда уже в июне 2015 года Дмитрий Медведев утвердил окончательную сумму в 708 млрд рублей. Увеличение программы на 5% объяснили, как всегда это делают, благовидным предлогом о том, что подорожали, мол, строительные материалы.
Все это время и Владимир Константинов и Сергей Аксенов в поездках по Крыму пытались убедить крымчан, что жертвы «крымской весны» не были напрасными и что вскоре в рамках Федеральной целевой программы Россия засыплет Крым деньгами. «Спикер госсовета» даже говорил, что Россия дала столько денег, что Крым не в состоянии их освоить. На самом деле все это были только слова, Москва давала денег мало, едва хватало на необходимое.
Высвобожденные от остановленных проектов деньги пошли на обеспечение российских войск в Крыму, создание новых воинских частей и оборудование новых мест дислокации, обеспечение непомерного количества крымских пенсионеров. Вместо «денежного дождя» Москва требовала от Аксенова поскорее становиться «самодостаточным регионом», о чем он периодически заявлял в разных в интервью, вот-вот, мол и Крым будет самодостаточным, хотя, видимо, сам мало понимал, что это должно значить. Главный упор в помощи Крыму был сделан на ресурсы российских регионов, которых закрепили шефами за крымскими районами и городами и требовали изыскивать деньги, делать подарки техникой, услугами, мобилизовывать отдыхающих в Крым и тому подобное.
Федеральная целевая программа оказалась написанной на «шагреневой коже»
Когда стало ясно, что главным и ненужным пожирателем денег стало «министерство по делам Крыма», решили от него избавиться. Было заявлено, что оно, якобы, выполнило свою роль, и его функции передали в Минэкономразвития. Но если бы оно «выполнило свою роль», тогда какие же функции остались? А раз еще есть функции, значит, о выполнении роли нечего и говорить. Просто избавлялись от модератора Федеральной целевой программы, выполнять которую становилось все труднее. Правительство Крыма до конца года должно было освоить более 15 млрд рублей. Средства, выделенные на Федеральную целевую программу ожидали получить в Крыму еще в сентябре, однако сроки их получения неоднократно переносились. Лично Сергей Аксенов несколько раз заявлял информационному агентству «Крыминформ»: 23 сентября, потом 4 октября, что «деньги по ФЦП придут сегодня», но они все не приходили. Первый транш в рамках финансирования Федеральной целевой программы не в 15 млрд, как надеялись, и даже не 2,2 млрд, как планировали, а в размере 1,9 млрд рублей поступил в казначейство Крыма в начале октября.
На этот раз Алексей Улюкаев был откровенным: «В график реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» на 2015 год внесут изменения в связи с невозможностью профинансировать все запланированные в этом году мероприятия… По многим позициям, которые у нас на этот год не могут быть профинансированы, предстоит внести уточнения с точки зрения перехода на 2016 год». Причина прозрачно понятна – Кремлю потребовалось много денег на войну Сирии.
Объясняли как всегда «благовидными» причинами. Сначала «заместитель главы совмина» Евгения Бавыкина сказала, что «программу в прошлом году «рисовали» второпях, и в этом году они провели ее полную ревизию с тем, чтобы вложить деньги более эффективно – именно сделать такие инфраструктурные изменения в Республике Крым, которые будут точками роста», потом заявили, что многие проекты не успевают пройти экспертизу, потом, что у многих нет еще и ТЭО.
Сергей Аксенов планировал перетянуть финансовое одеяло на себя и получить функции главного распорядителя финансами Федеральной целевой программы, однако в Москве решили не доверять ему это соблазнительное дело, и назначили распорядителем финансов Минэкономразвития, а в нем конкретно, как сообщил Алексей Улюкаев, замминистра Сергея Назарова.
Чего только не планировали в Крыму построить на эти деньги! По 30 млрд ежегодно на строительство разных дорог, строительство детских садов и школ, около 10 млрд на водообеспечение, противооползневые работы в поселке Приморском, канализационные и очистные сооружения в поселке Орджоникидзе, модернизацию «Севморзавода»… Иосиф Кобзон продвигал идею развития Ялтинской киностудии, к программе подключили малый бизнес, под проекты готовили сотни земельных участков, получить свою долю собралась грязелечебница «Мойнаки», на эти деньги надеялся «минздрав» Крыма, но все это было преждевременно!
Вначале планы были залихватские, планировали даже мероприятия Федеральной целевой программы «закончить на год раньше срока», то есть в 2019 году. Такое предложение главе Крыма Сергею Аксенову озвучивал начальник штаба по контролю и решению вопроса реализации Федеральной целевой программы Виктор Витиник. Позже было решено, что выполнение программы Федеральной целевой программы на 2015 год будет в рамках 75%, но потом Алексей Улюкаев объявил, что перенести на 2016-й год придется проекты на сумму 4,5 млрд рублей. Оказалось, что освоение составит не более трети, то есть 66%.
Как водится, виновными во всем объявили крымских чиновников. «Глава комитета госсовета» Юрий Шевченко заявил, что «из-за пассивности местных органов власти в этом году не было освоено 62 млн рублей субсидии из федерального бюджета, которые предназначались на газификацию и водоснабжение сельских территорий».
Итак, как считают эксперты, это не последний перенос и сокращение Федеральной целевой программы по развитию Крыма, поскольку захватнические планы Кремля потребуют все новых и новых денег, а при условии дешевеющей нефти и экономических санкций, источников у Москвы для этого больше не осталось. Под угрозу дефицита финансирования попадает также и проект моста через Керченский пролив. В Крыму радовались, когда деньги на мост через Лену перекинули в Крым, теперь сибиряки на Лене, наверное, радуются, что «крымские» деньги пошли на войну в Сирию. Вот так и радуются в России потерям друг друга, а не приобретениям. Страшно и стыдно.
Источник: Крым.Реалии