«Конец света»: в России и Крыму еще не осознали всех последствий отключения
Украина, вернее оргкомитет Гражданской блокады Крыма, впервые за время после аннексии добилась несомненного успеха – жизнь и работа оккупационной власти в Крыму полностью дезорганизована, налицо беспомощность хваленых «героев крымской весны», неспособных обеспечить потребности захваченной силовым путем чужой территории и ее населения.
Украина, вернее оргкомитет Гражданской блокады Крыма, впервые за время после аннексии добилась несомненного успеха – жизнь и работа оккупационной власти в Крыму полностью дезорганизована, налицо беспомощность хваленых «героев крымской весны», неспособных обеспечить потребности захваченной силовым путем чужой территории и ее населения. Несмотря на все лихорадочные меры и хвастливые заявления, что «все под контролем», «запасы обеспечены», на самом деле «глава» Крыма Сергей Аксенов и ставший вдруг застенчиво молчаливым «спикер госсовета» Владимир Константинов осознают масштаб коллапса, и понимают, что инициатива уже не в их руках и реально исправить ситуацию они не в состоянии. Самое большее, что они сейчас в состоянии, – имитировать усиленную активность и обманывать крымчан насчет эффективности принятых ими мер.
Ситуацию в Крыму уже прозвали и коллапсом, и блэкаутом, и армагеддоном, и апокалипсисом. Но и эти определения не исчерпывают всей глубины того поражения, которое нанесено оккупационной власти. Для этого, как оказалось, нужно было сделать всего лишь то, что следовало сделать еще вечером 18 марта 2014 года, в день объявления российской юрисдикции над Крымом, и на что так долго не отваживались украинская власть, – прекратить подачу в Крым тех ресурсов, которыми Украина по доброй воле обеспечивала жизнедеятельность оккупационного режима, захватившего часть ее территории и ведущего против нее реальную войну. В этой ситуации это была логичная защитная мера против агрессора.
-- Ожидаемое с 1992 года, но неожиданное
Кстати, еще с первой попытки отделить Крым в 1992-95 годах и крымские сепаратисты, и Москва предполагали, что в случае отторжения Крыма, Украина будет действовать именно так – прекратит поставку в Крым всех ресурсов – воды, электричества, продовольствия, газа, и т.д., а не так, как она действовала в реальности. С 1992 года, с багровско-мешковского времени, сепаратисты планировали «ответные меры» – проектировали мост через пролив, говорили о кабеле, собирались воду в Ялту завозить танкерами из Краснодарского края, притянуть в Крым списанные на Северном флоте атомные подводные лодки и подсоединить их реакторы к крымской энергосистеме, и так далее. Пассивная защита Украины приспала их бдительность, они потеряли время и уже думали, что ничего не надо, все обошлось.
Но они не знали, что с Мустафой Джемилевым шутки плохи. Еще в те 90-ые годы он подготовил книгу «Российская Федерация против Мустафы Джемилева» (Симферополь, «Оджак», 2003) об Омском процессе 1976 года. Депутаты российской Госдумы, приезжавшие к «коллегам» в Раду, приобретали эту книгу в книжном киоске парламента Украины, но выводов не сделали. Они уже тогда возмущались тем фактом, что в Украине существует свобода слова, и никто не может запретить народному депутату написать такую книгу, какую он хочет. Но вот пришло иное время, и теперь Мустафа Джемилев фактически объявил шах всей Российской Федерации.
Сегодня, когда «герои крымской весны» мечутся и дергают друг друга, особенно хорошо видно, насколько бессмысленным и непродуманным было решение аннексировать Крым. До оккупации Россия имела возможности пользоваться всеми ресурсами Крыма – от царских дворцов «в стиле железнодорожных буфетов» (М. Волошин) и других «сакральных мест», от курорта и до военной базы – фактически за полцены, но после аннексии оплата за пользование всем этим выросла в сотни, если не в тысячи раз. Кроме того, как заметил российский писатель Игорь Иртеньев в интервью изданию «Гордон» «затеять бодягу, в итоге которой ты расплевался со всем миром, и при этом твой же народ оказался в полной, хотя, скорее, тощей, экономической заднице, нужно было умудриться».
Формально случилось только то, что в Крыму в результате подрыва всего четырех столбов без электроэнергии остались свыше 1,8 млн человек, более 2000 предприятий и социально значимых объектов, вся промышленность, инфраструктура, население. Общая мощность отключенных потребителей – свыше 800 МВт, которые сейчас нечем заменить. Остались 360 МВт собственной генерации, которые «власть» никак не может разделить на всех.
-- Апокалипсис еще не проявил себя во всей красе
Итак, свалившаяся вместе с электроопорами на головы крымской «власти» проблема заключается не в том, чтобы чем-нибудь заменить потерянные 800 МВт электроэнергии, а в том, что никакая замена не возможна. Точно так, как никакие паллиативные меры не дали возможности решить проблему замещения воды Северо-Крымского канала, точно так получается и с электроэнергией. «Правительство» рассказывает, что уже задействовало свыше 600 дизельных электростанцией суммарной мощностью 82,5 МВт, что в Крым везут специальным бортом еще 800 дизель-генераторов. Сергей Аксенов предлагает задействовать генераторы кораблей Черноморского флота (вспомнил, наверно, про списанные подводные лодки?), планируется вдвое увеличить мощность Симферопольской ТЭЦ за счет еще одного генератора. Правительство почему-то молчит насчет запуска (состоялся или нет?) двух давно привезенных газогенераторных установок. Крымчан уже предупредили, что блэкаут продлится долго, как минимум до 22 декабря (?), до запуска первой очереди «энергомоста».
Но дело в том, что все эти дизель-генераторы – установки временные, чрезмерно затратные, они хороши на день-два, если основная сеть вышла из строя. Если они будут работать постоянно, то они сожрут столько газа, бензина и дизтоплива, что никакими танкерами их не привезешь. Цена киловатта подскочит в десять и больше раз. Соответственно, производство любой продукции, себестоимость которой возрастет в десятки раз, при таком энергообеспечении потеряет всякий смысл. Проработав без остановки месяц, дизель-генераторы начнут выходить из строя и нужны будут специальные ремонтные базы. Корабли вместо боевых единиц станут электростанциями, сжигающими супердорогое топливо. Крым и без того по топливу и газу находится на голодном пайке, а потребление его временными станциями приведет к росту потребности как минимум в два раза, а обеспечить такое снабжение вряд ли удастся. Тем более в зимнюю штормовую погоду и при остановках переправы, когда движение может быть закрыто неделями.
Очевидно также, что к 22 декабря энергомост ничего не решит. По дну Азовского моря будут проложены четыре кабельные линии протяженностью 13,5 км каждая. Кабель будет прокладываться на глубинах 8–18 м. Дата 22 декабря названа с потолка, для того, чтобы просто обнадежить крымчан. Если сдадут первую очередь, то запитать удастся только Керчь и переправу. Хотя «праздник» с включением символического, но пустого рубильника, организуют во всю ивановскую! Чтобы запитать весь Крым кабель нельзя воткнуть в какую-нибудь розетку в Кечи, энергомост нужно подключить туда же, куда шли украинские энерголинии – то есть к входным узлам энергосистемы в Джанкое и под Симферополем. А это значит, что из Керчи нужно построить высоковольтные линии в эти точки, а это дело не одного месяца, но их еще и не начинали строить. Более того, встанет вопрос: а где взять лишнюю электроэнергию для Крыма, ведь энергосистема Краснодарского края не рассчитана на лишние 1200 МВт? Предполагается, что дополнительную генерацию должна обеспечить Ростовская АЭС. Но ввод двух новых тепловых электростанций общей мощностью около 900 МВт планируется только по первой очереди на 2017-й год. Далее в Объединенной электросети Юга планируется постройка высоковольтных линий 500 кВ «Ростовская – Андреевская – Вышестеблиевская» на Тамани, и «Кубанская – Вышестеблиевская», а также расширить подстанцию 500 кВт «Кубанская» и построить подстанцию 500 кВт « Вышестеблиевская». Но сделать все это планировалось на 2016-й с переносом на 2017-й год, а не за месяц.
Таким образом, возникший в Крыму коллапс может продлится еще как минимум год-полтора. А в это время власть будет заниматься не развитием Крыма, не реализацией мифической ФЦП, не повышением обещанного «благосостояния» крымчан, не развитием курорта и добыванием для них всяческих благ – а только добывать топливо, которое будет сгорать быстрее, чем его привезут. Начавшись, якобы, в экономической сфере, он в виде такого же апокалипсиса распространится на политическую, социальную, военную, культурную и гуманитарную сферы.
Из-за этого, в Крыму уже объявлена на все время чрезвычайной ситуации остановка всех энергозатратных предприятий. При этом без электроэнергии частный бизнес будет исчезать сам собой. Только в Симферополе десятки бизнесменов уже остановили производство и вынуждены уволить людей. Государственные производства также сократят штаты. Возрастет безработица, очереди на бирже труда, соответственно, упадет уровень жизни крымчан, я не говорю уж о его качестве.
Вопрос на засыпку: где возьмет деньги на приобретение генераторов и, главное, потом на топливо для него школа и больница? В детских садах и школах уже сейчас отменено питание, во многих было электрическое отопление, и зимой они, скорее всего, закроются вообще. В большинстве больниц сейчас уже кризис: даже там, где стоят аварийные генераторы, их мощности хватает для операционной и оборудования, а в палатах и коридорах темно, генераторы работают с перерывами, часто только на ночь и на время операций. Стоимость бензина и дизтоплива уже подскочила, при дефиците она будет расти еще, и остановить этот процесс административными мерами невозможно. Эти средства, а они будут огромными, нигде не предусмотрены. Многие заправки, не купившие генераторов, вынуждены закрыться. В Крыму уже также дезорганизована связанная с топливом транспортная система, троллейбусы остановлены, автобусов не хватает, подорожание топлива вызовет подорожание проезда.
Началась дезорганизация торговли. Супермаркет «Ашан», например, уже распродал по бросовой цене запасы товара и закрылся. Также будут вынуждены поступить и многие другие торговые сети. Где крымчане будут покупать все необходимое? Крым не позже, чем через месяц столкнется с дефицитом необходимых товаров. Вопрос стоит так, что даже хлебозаводы вынуждены будут либо закрыть производство, либо в несколько раз поднять стоимость хлеба, выпекаемого не на электричестве, а на бензине.
Хранение овощей и фруктов в огромных энергоемких холодильниках потребует роста затрат на топливо, что превратит их сохранение в бессмысленную затею – к весне они будут стоить столько, что вряд ли их удастся продать обнищавшему населению. Крым спустя месяц-два столкнется с дефицитом продовольствия, которое не в чем будет доставлять или хранить. В Симферополе уже закрылись десятки кафе и ресторанов, система общественного питания, так необходимая для курорта, к лету вообще может закрыться.
Некачественая связь, переведенная на сотни аварийных генераторов, будет либо работать с перебоями, либо прекратится, либо в несколько раз поднимет стоимость. Будет дезорганизована и так слабая банковская система – дизель-генератор не поставишь возле каждого банкомата и терминала, а подключить его к чужому источнику будет совсем проблематично из-за стоимости.
В селах люди уж сейчас трое суток без электричества. Даже если на село предложить покупку дизель-генераторов, которые неизвестно когда будут, то кто сможет их купить? На «дизельном» электричестве потеряет смысл производство молока, курятины, яиц, свинины, тем более – говядины. Все это станет непокупаемым из-за возросшей стоимости, многие фермы вынуждены будут обанкротиться.
Главное для оргкомитета Гражданской блокады Крыма сейчас не останавливаться, а развивать блокаду дальше и глубже разваливать власть оккупантов. Цель – демонстрация явной неспособности России справиться с управлением Крымом, признание своего бессилия и ошибки с аннексией, возврат Крыма Украине. Как видим, власть Крыма не имеет шансов справиться с энергетической блокадой, следует и дальше не отдавать ей инициативу, а заставлять позориться бессилием перед новыми кризисами. Неготовность России к крымскому коллапсу предоставила Украине временную фору в год-полтора, и чтобы добиться успеха, нужно уложиться в это время, иначе дело может быть провалено.
Таким образом – наступило решающее время принять все меры для того, чтобы Крым стал украинским, сделать это позже будет гораздо сложнее, если вообще возможно. Органы власти Украины уже подтвердили начало товарной и транспортной блокады Крыма. Украина поставит вопрос о неправомерности аннексии Крыма в ООН и других международных организациях, привлекая на свою сторону все международное сообщество. По мнению экспертов «Майдана иностранных дел» успех в дезорганизации оккупационной власти Крыма следует развивать дальше, следующий этап – морская блокада полуострова, возврат Украине незаконно используемых месторождений нефти и газа, ареалов обитания промысловой рыбы, безопасность морских транспортных путей. Важен также психологический фактор – возвращение крымчанам веры в победу справедливости и моральную силу Украинского государства, психологическое уничтожение морального духа оккупантов. Сегодня можно надеяться, что у Украины хватит для этого и политической воли, и социально-экономических ресурсов, и международной поддержки.
Источник: Крым.Реалии