Крымский бюджет: откуда рост? Из фантазий, вестимо!
«Совмин» Крыма после одобрения в Москве утвердил проект бюджета на 2016 год, который будет вынесен на декабрьскую сессию «госсовета» и, нет сомнения, будет принят, поскольку ковыряться в цифрах, выверенных в Москве, никто не осмелится.
«Совмин» Крыма после одобрения в Москве утвердил проект бюджета на 2016 год, который будет вынесен на декабрьскую сессию «госсовета» и, нет сомнения, будет принят, поскольку ковыряться в цифрах, выверенных в Москве, никто не осмелится. Но уже на стадии проекта финансовый документ оккупированного Крыма преподносится как нечто прогрессивное. Так ли это?
Объем доходов крымского бюджета на будущий год планируются в размере 67,4 млрд. рублей, из которых Крым сам получит лишь 23,9 млрд. рублей (35,7%, что несколько больше, чем в 2015 году), а 43,5 млрд. рублей (64,3%), получит в качестве трансфертов из Москвы. При этом расходы крымское правительство запланировало в объеме 86,65 млрд. рублей, что на 19,3 млрд. рублей больше, чем доходы, то есть в нынешней неуверенной финансовой ситуации чиновники Крыма отважились сверстать бюджет с дефицитом. Они надеются на то, что Москва пообещала им в марте 2016 года на эту сумму увеличить дотации. Поэтому они называют дефицит техническим или даже несущественным.
Уже в этом раскладе скрывается хитрый финансовый фокус. То есть, если дефицит бюджета также покрывается дотацией из Москвы, которая всего на чуть меньше самих крымских «доходов», то это снижает их долю почти вдвое! Поэтому зачем дефицит вводить отдельной строкой? Можно было с самого начала включить его в сумы трансфертов из федерального бюджета. Но тогда и раскрывается весь фокус: во-первых, значительно уменьшится доля «собственных доходов», а это показывает, что в 2015 году Крым никакого роста не добился, во-вторых, этот «рост» и так чисто условный, поскольку большая цифра доходов получена не путем интенсификации производства, а путем увеличения ставок налогов согласно российского законодательства и усиления эксплуатации собственного населения, тех же крымчан, путем увеличения штрафов, введения всевозможных плат за государственные «услуги», и тому подобное. Крым тут идет путем всей России. Например, протесты дальнобойщиков в России возникли потому, что государство ввело уже третий вид налога на эксплуатацию дорог: там существует дорожный сбор, существует скрытый дорожный сбор, включенный в цену техники, и еще пытаются ввести плату с каждой фуры. Государство, не добившись роста производства, а, следовательно, и базы налогообложения, ищет иные способы просто обдирать своих граждан.
Но дело в том, что если этот «дефицит» сделать прозрачным и обозначить как обязательный трансферт, то тем самым Москва берет на себя долг покрыть его в обязательном порядке. Но правительство Медведева находится веще более сложной ситуации, чем Крым, поэтому оно просто не уверено, будет ли у него такая возможность и удастся ли выкроить эти деньги. Если удастся – хорошо. Если нет – Константинов с Аксеновым либо уменьшат доходную часть бюджета, что было уже не раз, либо покроют его за счет увеличенных штрафов и другой обдираловки.
Поэтому, если считать реально, что соотношение собственных доходов и трансфертов проекта бюджета Крыма на 2016 год выглядит не как 35,7 % к 64,3%, а как 13-17% к 87-83%. Вот так, хвастать нечем. Это итог хозяйствования Константинова и Аксенова. Соотношение гораздо хуже, чем было при Украине.
При всем этом Сергей Аксенов заметил, что полностью расходная часть бюджета будет сформирована к концу декабря, с учетом дополнительных федеральных программ и он предполагает, что она составит свыше 100 млрд рублей. Таким образом, это еще больше уменьшает долю собственных доходов Крыма в бюджете, и судя по цифрам, она может сократиться до 5-9%. Следовательно, реально Крым примерно на 95% дотируется Москвой!
Безрадостную картину дополняет тот факт, что такими же недостатками обладает и весь российский бюджет, который чиновники также уже начали расхваливать. На самом деле, бюджет в $247,4 млрд. слишком маленький для такой страны, как Россия. Это примерно равно бюджетам таких стран как Бельгия, Мексика или Швеция еще в 2008 году. И это показывает реальное место России в мире. Бюджет США на 2016 год, например, $3990 млрд, то есть в 16 раз больше. У США один только дефицит бюджета, который, кстати, покрывается не трансфертами свыше, а увеличением реальных доходов от производства!) составляет $474 млрд., что больше, чем весь бюджет России.
Бюджет России на 2016 год называют консервативным, во-первых, потому, что в нем не заложены ресурсы для выхода из кризисного состояния, во-вторых, он предусматривает среднюю цену нефти в $50-55 за баррель, хотя она уже сейчас ниже этой цифры, и будет еще ниже. Бюджет России рассчитан на курс рубля в 63,3-62,5 р/$, хотя уже сейчас рубль дешевле этого уровня. Поэтому планируемые 3% дефицита на самом деле будут гораздо выше, и вполне реально, что покрывать крымский дефицит Москве будет просто не за что, ей-то никаких трансфертов свыше не предвидится. Тем более, что больше четверти российского бюджета только официально будет уходить на военные нужды, которые могут еще возрасти. При этом США расходуют на оборонные нужды всего 3,3 % бюджета, но в абсолютном исчислении и это в 11 раз больше, чем в России. И с кем Москва собралась соревноваться, спрашивается?!
Крымский «совмин» расхваливает свой бюджет как социально направленный. По словам Сергея Аксенова, в частности, 25% средств направляется на образование, 20% – на здравоохранение, 17% – социальная сфера, 20 % – экономика, в том числе, дорожное строительство, модернизация различных отраслей. Он говорит, что за три года (быстрее, к сожалению, не сможет) Крым придет к стандартам Российской Федерации.
Во-первых, экономика к числу социальных расходов не относится. Во-вторых, к каким стандартам России он стремиться прийти, если, как утверждают аналитики, в 2016 году в условиях кризиса российская экономика получит не рост, а снижение производства и уровня жизни населения?
Такую же тенденцию «малого роста» на 2016-й год подтвердил на заседании «совмина» «министр» экономики Крыма Валентин Демидов. Он сказал, что в 2016 году официально прогнозируется рост промышленного производства всего на 1,7%. Отсюда очевидно, что и рост сбора налогов не может сильно отличаться от этого «скачка», а потому все эти утверждения о росте ни много нимало как всего лишь «розовые экономические фантазии». Кстати, Валентин Демидов прогнозирует в 2017 году рост промышленного производства на 37,2%, а в 2018 году – на 69,9%. Откуда такой оптимизм – неизвестно, видимо, исключительно в целях пиара.
При этом спикер «госсовета» Владимир Константинов на заседании «совмина» сделал вроде бы «критическое замечание», высказав мысль, что в бюджете мало денег на спорт, но это так и повисло в воздухе, никто сумму «на спорт» не стал увеличивать. Потом он «покритиковал» бюджет за то, что в нем мало денег «на газификацию». Но критика спикера, понятно, была ради того, чтобы не просидеть молча, и эту цифру никто исправлять пока не стал, а «мечта» Владимира Константинова о 2 млрд. рублей на газификацию так и останется мечтой.
Особой склонностью к фантазиям отличился глава администрации Симферополя Геннадий Бахарев, который еще в апреле 2015 года заявил, что в 2016 году бюджет Симферополя станет самодостаточным. Он пояснил, что «из почти 1 млрд 500 млн доходной части городского бюджета 2015 года около 800 млн рублей – собственные поступления». Это, как видим, практически половина. Но нарастить собственные доходы бюджета за год в два раза (!) пока что не удавалось, видимо, никому в истории. За кого глава администрации «столицы Крыма» держит своих слушателей? Или он самодостаточность понимает по-своему, «по-симферопольски»? Не исключено, потому что в Крыму такие экономисты, что каждую экономическую категорию они интерпретируют не так, как принято среди профессионалов.
Источник: Крым.Реалии