Транш МВФ: через огонь, налоги и газовые трубы
Кредитная помощь от МВФ традиционно превращается для Украины в затяжную эпопею с непредсказуемой развязкой. Выдача первого транша – еще не гарантия получения всего кредита, он в любой момент может быть «поставлен на паузу». Через такой сценарий в свое время уже проходили правительства Тимошенко и Азарова. Теперь через него может пройти и Кабмин Яценюка.
Майский транш программы stand-by Украина получила без особых усилий, на волне политической бравады и реформаторских заявлений нового руководства страны. Но после этого настал период затишья. Полет правительства камикадзе затянулся, а результатов, которые удивили бы мир и вдохновили международных кредиторов, по-прежнему нет.
Слова известного грузинского реформатора Кахи Бендукидзе о том, что все значимые реформы нужно проводить в первые 6-8 месяцев, в Украине никто не услышал. А народ не увидел «сложных, но нужных реформ», о которых любит говорить нынешний премьер.
Уже в начале июня, до приезда в Киев миссии МВФ во главе с Николаем Георгиевым, стало понятно, что с получением очередных траншей у Украины могут возникнуть проблемы. Представителей Фонда всегда интересуют результаты реформ, а не процесс их реализации. И если результатов нет – то не будет и денег.
Миссия МВФ прибыла в Киев 24 июня и вместо двух недель провела в общении с украинским руководством почти месяц. Для всех, кто знаком с такого рода визитами, стало понятно – ничего хорошего это не обещает. Однако в результате специалисты Фонда все-таки заявили о намерении рекомендовать совету директоров выделить Украине второй транш.
Предполагаемая дата выделения транша уже не за горами – программа stand-by должна в очередной раз озолотить Украину уже 29 августа. Но позитивные рекомендации – это еще не принятое решение. Международные кредиторы не достают деньги из волшебной шляпы. И, уж точно, не выбрасывают их на ветер. МВФ нужны гарантии того, что транш пойдет на развитие, а не на проедание.
Пока такими гарантиями остается только рукопожатность украинских лидеров на Западе. Шаткость этой ситуации понимает президент Украины Петр Порошенко. Именно поэтому на минувшей неделе, 9 августа, он провел телефонный разговор с вице-президентом США Джозефом Байденом. Президент поблагодарил США за поддержку и выразил надежду на положительное решение МВФ о выделении второго транша.
Но судьба президентских надежд, вероятно, будет неопределенной вплоть до 29 августа. И тому есть несколько причин.
Во-первых, буквально на финише переговоров в Киеве, 22 июля, Красный Крест признал события в Украине войной. Что не удивительно – восток страны в огне, который губит человеческие жизни и экономику региона. Для МВФ кредитование страны, которая ведет военные действия – в новинку. По сути, речь идет о спонсировании воюющей стороны. Насколько это приемлемо для Фонда, станет ли эта ситуация прецедентом – решать совету директоров.
Во-вторых, переговоры миссии с украинским руководством показали, что есть как минимум два спорных момента, урегулирование которых для сторон оказалось проблематичным.
В первую очередь, это выполнение государственного бюджета. Текущие показатели наполнения казны демонстрируют, что провал не имеет границ. Только по официальным данным Госказначейства с начала года в бюджет недопоступило 16,3 млрд. гривен. Причем в этих цифрах уже заложен мартовский секвестр госбюджета, который новая власть решила «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита».
Ситуация перешла из критичной в катастрофическую во втором полугодии, когда МВФ запретил Украине перекрывать дыры казны за счет перечисления доходов Нацбанка в госбюджет. Этим рецептом раньше успешно пользовались и премьер Азаров, и премьер Тимошенко. Премьеру Яценюку посчастливилось использовать его всего раз, пополнив в первом полугодии госбюджет на 22 млрд. гривен. Теперь без помощи НБУ показатели недобора в бюджет только в июне составили 2,6 млрд. гривен.
Ключевая составляющая проблемы госбюджета сегодня – невыполнение плана по сбору налогов. За январь-июль бюджет недосчитался 4,2 млрд. гривен только по сбору НДС. К этому можно добавить недобор 1,4 млрд. гривен акцизных сборов, а еще – огромные объемы невозмещенного НДС и переплат по налогу на прибыль. Одним словом – это провал.
Успехи в борьбе с детенизацией, о которой громко говорило новое руководство фискального ведомства, оказались настолько слабы, что их стыдно называть успехами. Государство так и не получило единственный ресурс, который мог бы поддержать экономику в условиях системного кризиса и военных действий.
МВФ долго и настойчиво требовал от правительства Яценюка налоговых реформ. Политика латания дыр, практикуемая в Госфиске, не устраивала представителей Фонда. Задержка миссии в Киеве окончательно убедила премьера в том, что с налоговой сферой придется что-то делать.
В результате 31 июля, уже после окончания миссии, Яценюк победоносно заявил в Раде о подготовленной налоговой реформе, которая должна существенно перестроить налоговое поле Украины. 6 августа концепция этой реформы была представлена на заседании Кабмина.
Правительство предложило целый пакет новшеств. Так, премьер презентовал предложения по снижению числа налогов с 22 до 9, изменению подхода к налогообложению аграриев и начислению ЕСВ и НДФЛ, сближению налогового и бухгалтерского учета, повышению рентных платежей и др..
Все эти предложения появились в кабинетах правительства не без помощи специалистов Фонда. По словам источника, близкого к переговорам, МВФ в этом вопросе консультировал экс-министр доходов и сборов Александр Клименко. Именно поэтому все предложения новой налоговой реформы Яценюка оказались так похожи на пакет реформ, разработанный в свое время Миндоходов.
МВФ намекал, что поддержит и отказ от отсрочки вступления в силу закона о трансфертном ценообразовании, но здесь влияние олигархов, увы, оказалось сильнее, чем миссия Георгиева.
Надо сказать, что с фискальным блоком Кабмина у представителей МВФ в целом не сложилось. Фонд не верит в профессионализм нового руководства фискальной службы, и, видимо, потому и привлек к консультациям Александра Клименко. Себя он позитивно зарекомендовал во время сессии переговоров с МВФ осенью 2013-зимой 2014 года.
Представители Фонда вышли на Клименко, по разной информации, то ли благодаря экс-главе Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски, то ли благодаря послу США в Украине Джеффри Пайетту. В пользу второй версии говорит тот факт, что Пайетт при первой официальной встрече с главой ГФС Игорем Билоусом жестко осадил его при попытке облить грязью предыдущее руководство Миндоходов. Мол, работой Клименко Пайетт был вполне доволен, а на работу Билоуса еще надо посмотреть.
Сам Яценюк вряд ли признает участие экс-министра в разработке пакета налоговых реформ, представленных перед Радой. Сделать это ему не позволит майданная риторика с его знаменитым «Минздох должен сдохнуть». Но ради кредита МВФ такой помощью премьер решил не пренебрегать.
В любом случае, главное теперь – реализация заявленных целей. Если у Клименко с этим пунктом проблем не было, то Яценюк больше любит говорить о реформах, чем запускать их.