Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    Транш МВФ: через огонь, налоги и газовые трубы

    • Сергей Вовчук
      Независимый журналист, Днепропетровск
    • Розсилка
    Транш МВФ: через огонь, налоги и газовые трубы

    Кредитная помощь от МВФ традиционно превращается для Украины в затяжную эпопею с непредсказуемой развязкой. Выдача первого транша – еще не гарантия получения всего кредита, он в любой момент может быть «поставлен на паузу». Через такой сценарий в свое время уже проходили правительства Тимошенко и Азарова. Теперь через него может пройти и Кабмин Яценюка.

    Майский транш программы stand-by Украина получила без особых усилий, на волне политической бравады и реформаторских заявлений нового руководства страны. Но после этого настал период затишья. Полет правительства камикадзе затянулся, а результатов, которые удивили бы мир и вдохновили международных кредиторов, по-прежнему нет.

    Слова известного грузинского реформатора Кахи Бендукидзе о том, что все значимые реформы нужно проводить в первые 6-8 месяцев, в Украине никто не услышал. А народ не увидел «сложных, но нужных реформ», о которых любит говорить нынешний премьер.

    Уже в начале июня, до приезда в Киев миссии МВФ во главе с Николаем Георгиевым, стало понятно, что с получением очередных траншей у Украины могут возникнуть проблемы. Представителей Фонда всегда интересуют результаты реформ, а не процесс их реализации. И если результатов нет – то не будет и денег.

    Миссия МВФ прибыла в Киев 24 июня и вместо двух недель провела в общении с украинским руководством почти месяц. Для всех, кто знаком с такого рода визитами, стало понятно – ничего хорошего это не обещает. Однако в результате специалисты Фонда все-таки заявили о намерении рекомендовать совету директоров выделить Украине второй транш.

    Предполагаемая дата выделения транша уже не за горами – программа stand-by должна в очередной раз озолотить Украину уже 29 августа. Но позитивные рекомендации – это еще не принятое решение. Международные кредиторы не достают деньги из волшебной шляпы. И, уж точно, не выбрасывают их на ветер. МВФ нужны гарантии того, что транш пойдет на развитие, а не на проедание.

    Пока такими гарантиями остается только рукопожатность украинских лидеров на Западе. Шаткость этой ситуации понимает президент Украины Петр Порошенко. Именно поэтому на минувшей неделе, 9 августа, он провел телефонный разговор с вице-президентом США Джозефом Байденом. Президент поблагодарил США за поддержку и выразил надежду на положительное решение МВФ о выделении второго транша.

    Но судьба президентских надежд, вероятно, будет неопределенной вплоть до 29 августа. И тому есть несколько причин.

    Во-первых, буквально на финише переговоров в Киеве, 22 июля, Красный Крест признал события в Украине войной. Что не удивительно – восток страны в огне, который губит человеческие жизни и экономику региона. Для МВФ кредитование страны, которая ведет военные действия – в новинку. По сути, речь идет о спонсировании воюющей стороны. Насколько это приемлемо для Фонда, станет ли эта ситуация прецедентом – решать совету директоров.

    Во-вторых, переговоры миссии с украинским руководством показали, что есть как минимум два спорных момента, урегулирование которых для сторон оказалось проблематичным.

    В первую очередь, это выполнение государственного бюджета. Текущие показатели наполнения казны демонстрируют, что провал не имеет границ. Только по официальным данным Госказначейства с начала года в бюджет недопоступило 16,3 млрд. гривен. Причем в этих цифрах уже заложен мартовский секвестр госбюджета, который новая власть решила «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита».

    Ситуация перешла из критичной в катастрофическую во втором полугодии, когда МВФ запретил Украине перекрывать дыры казны за счет перечисления доходов Нацбанка в госбюджет. Этим рецептом раньше успешно пользовались и премьер Азаров, и премьер Тимошенко. Премьеру Яценюку посчастливилось использовать его всего раз, пополнив в первом полугодии госбюджет на 22 млрд. гривен. Теперь без помощи НБУ показатели недобора в бюджет только в июне составили 2,6 млрд. гривен.

    Ключевая составляющая проблемы госбюджета сегодня – невыполнение плана по сбору налогов. За январь-июль бюджет недосчитался 4,2 млрд. гривен только по сбору НДС. К этому можно добавить недобор 1,4 млрд. гривен акцизных сборов, а еще – огромные объемы невозмещенного НДС и переплат по налогу на прибыль. Одним словом – это провал.

    Успехи в борьбе с детенизацией, о которой громко говорило новое руководство фискального ведомства, оказались настолько слабы, что их стыдно называть успехами. Государство так и не получило единственный ресурс, который мог бы поддержать экономику в условиях системного кризиса и военных действий.

    МВФ долго и настойчиво требовал от правительства Яценюка налоговых реформ. Политика латания дыр, практикуемая в Госфиске, не устраивала представителей Фонда. Задержка миссии в Киеве окончательно убедила премьера в том, что с налоговой сферой придется что-то делать.

    В результате 31 июля, уже после окончания миссии, Яценюк победоносно заявил в Раде о подготовленной налоговой реформе, которая должна существенно перестроить налоговое поле Украины. 6 августа концепция этой реформы была представлена на заседании Кабмина.

    Правительство предложило целый пакет новшеств. Так, премьер презентовал предложения по снижению числа налогов с 22 до 9, изменению подхода к налогообложению аграриев и начислению ЕСВ и НДФЛ, сближению налогового и бухгалтерского учета, повышению рентных платежей и др..

    Все эти предложения появились в кабинетах правительства не без помощи специалистов Фонда. По словам источника, близкого к переговорам, МВФ в этом вопросе консультировал экс-министр доходов и сборов Александр Клименко. Именно поэтому все предложения новой налоговой реформы Яценюка оказались так похожи на пакет реформ, разработанный в свое время Миндоходов.

    МВФ намекал, что поддержит и отказ от отсрочки вступления в силу закона о трансфертном ценообразовании, но здесь влияние олигархов, увы, оказалось сильнее, чем миссия Георгиева.

    Надо сказать, что с фискальным блоком Кабмина у представителей МВФ в целом не сложилось. Фонд не верит в профессионализм нового руководства фискальной службы, и, видимо, потому и привлек к консультациям Александра Клименко. Себя он позитивно зарекомендовал во время сессии переговоров с МВФ осенью 2013-зимой 2014 года.

    Представители Фонда вышли на Клименко, по разной информации, то ли благодаря экс-главе Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски, то ли благодаря послу США в Украине Джеффри Пайетту. В пользу второй версии говорит тот факт, что Пайетт при первой официальной встрече с главой ГФС Игорем Билоусом жестко осадил его при попытке облить грязью предыдущее руководство Миндоходов. Мол, работой Клименко Пайетт был вполне доволен, а на работу Билоуса еще надо посмотреть.

    Сам Яценюк вряд ли признает участие экс-министра в разработке пакета налоговых реформ, представленных перед Радой. Сделать это ему не позволит майданная риторика с его знаменитым «Минздох должен сдохнуть». Но ради кредита МВФ такой помощью премьер решил не пренебрегать.

    В любом случае, главное теперь – реализация заявленных целей. Если у Клименко с этим пунктом проблем не было, то Яценюк больше любит говорить о реформах, чем запускать их.

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Кирило Сазонов
    Кирило Сазонов

    Політичний оглядач

    Сергій Фурса
    Сергій Фурса

    Спеціаліст відділу продажів боргових цінних паперів Dragon Capital

    Костянтин Боровой
    Костянтин Боровой

    Російський політик

    Єпископ Євстратій (Зоря)
    Єпископ Євстратій (Зоря)

    Секретар Священного Синоду УПЦ КП

    Тарас Чорновіл
    Тарас Чорновіл

    Журналіст, політичний діяч

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ