День рождения буржуев
Партия регионов отметила день рождения.
Партия регионов отметила день рождения. 13 лет назад состоялся учредительный съезд Партии регионального возрождения Украины, которую и принято считать предтечей нынешней ПР. Все это время партия стремилась быть ближе к власти. В 1999-м она поддержала Леонида Кучму на президентских выборах, а в 2001-м уже с нынешним названием вошла в пресловутый блок «За единую Украину!» на парламентских. Несмотря на то, что в руководство партии одно время входили такие персонажи, как Петр Порошенко и Леонид Черновецкий, тон в ней изначально задавали выходцы из Донецка. Что и привело, в итоге, к отходу от нее всех «чужаков» и выдвижении в председатели пробившегося в премьеры донецкого губернатора Виктора Януковича. А сама ПР стала заложником взлетов и падений своего лидера. Нет, не так – Лидера. И мучительно переживала вместе с ним вынужденную ссылку в оппозицию. Но, как ни странно, пережила.
Первый глава партии Владимир Рыбак ностальгически вспоминает, как при ее создании были пропесочены программы существовавших на тот момент в Украине партий, написанные как под копирку и общими словами. В пику им и была придумана «оригинальная» идеология – «Сильні регіони – міцна держава». Продвигался тезис о «регионализации» и далее. Благо, он оказался очень удобным в том плане, что защитой прав регионов можно оправдать любые, даже противоречащие друг другу, решения.
Конечно, Партия регионов может гордиться тем, что совершила в свое время, казалось бы, невозможное – «перековала» и переориентировала на свою сторону «ярко-красный» электорат восточных областей. Но то, что размытая идеология ПР постоянно стыдливо прячется за политической целесообразностью, мягко говоря, не идет партии, которая претендует на звание европейской. И за что и почему именно так голосует многочисленная армада регионалов в зале парламента, часто не скажут не только рядовые «кнопкодавы», а и их дирижер Михаил Чечетов. Хотя, я уверен, он легко обоснует, каким образом программные слова о расширении прав регионов соотносятся с усилением полномочий Президента. И то, почему партия, которая, по сути своей, состоит из либерал-консерваторов, взяла себе в союзники в Европе тамошних социал-демократов. Это же все мелочи, право, по сравнению с громадьем планов, которые вынашиваются для построения «новой страны».
Реально у партии сейчас другие проблемы – что делать со свалившимся на нее счастьем. Пережившая несколько болезненных падений ПР просто не привыкла побеждать, и даже когда, казалось бы, обстоятельства складывались в ее пользу, удерживать победу. После скоропостижной отмены политреформы партия как инструмент потеряла вес в глазах Президента, а определенное крыло в его окружении заинтересовано в том, чтобы вовсе затормозить ее развитие. Тем более что Януковичу сейчас явно не до партии, как и Азарову, а «оставшийся за старшего» Рыбак вряд ли способен дать ей новый толчок. Повальное вступление в ПР более-менее рейтинговых местных лидеров, как вы понимаете, не должно вводить в заблуждение.
Сейчас видятся три варианта будущего Партии регионов. Первый – она повторит судьбу всех предыдущих партий власти, которые вобрали в себя весь негатив и оказались затоптанными молодыми и резвыми оппонентами. Второй – станет прообразом побратимистой «Единой России», которую мало кто любит, но все голосуют. Третий – в Украине будет построена действительно демократическая власть, и эта партия станет лишь одной из многих, претендующих на голоса избирателей. Чего ей, собственно, и желаем.