Евродепутат Александр Мирский: Судье Тимошенко 30 лет… Может он вундеркинд?
Депутат Европарламента от Латвии оценил политические репрессии в Украине
Уголовное дело против Тимошенко и преследование бывших членов ее команды продолжает привлекать внимание европейцев. В начале июня Европарламент принял жесткую резолюции о политических преследованиях в Украине. Позже многие депутаты выступали с критикой нашей власти, а Марек Сивец даже предложил выпустить Юрия Луценко из СИЗО под его личные гарантии.
Хотя нашлись и те, кто поддержал официальный Киев, раскритиковав саму Юлию Тимошенко. Такими оказались члены группы социалистов и демократов, с недавнего времени «подружившиеся» с Партией регионов. К примеру, представитель Латвии Александр Мирский обвинил Тимошенко в неуважении к судье, мол, отказывается вставать перед его честью.
Бывший член партии «Центр согласия», которую поддерживают преимущественно русскоговорящие латыши, в Европарламенте с 2009 года. В 2011 стал главой организованного при содействии Партией регионов клуба друзей Украины. Поскольку «друзья» Украины столь же разные, как, и собственно, наши политические силы-антогонисты, то тем более было удивительно услышать от г-на Мирского довольно сдержанные характеристики процесса над Тимошенко.
Александр Томасович, вы на днях достаточно остро оценили поведение Юлии Тимошенко на судебном процессе против нее, мол, она проявляет неуважение к судье. Если оценивать ситуацию в целом, уголовное преследование против Тимошенко и ее коллег по правительству – это борьба с коррупцией или политические репрессии?
Я предполагаю, что в этой ситуации есть элементы борьбы с коррупцией, возможно, есть и политические элементы. Может быть, что сама судебная система дает сбой. Украина находится в переходном состоянии, никто не может говорить за каждого человека, что он полностью соблюдает все пункты законы. Это касается и судей, и тех, кого они судят.
Потому я допускаю, что есть элементы не непредвзятого отношения к Тимошенко и ее коллегам. Полной объективности в ее уголовном деле никто не может обеспечить, но дыма без огня тоже не бывает. Хочу вам сказать, что идеальных судов нет, как в Украине, так и во всем мире. Судья – он человек, не компьютер, тоже подвержен внешним воздействиям: дождю, снегу, излишнему вниманию прессы к человеку, которого судит. Не с закрытыми же глазами судит. Из-за этого могут быть и перегибы.
Но самое главное – если Юлия Тимошенко проявила неуважение к суду своей Родины, то это не хорошо. В странах ЕС тоже бывают судебные ошибки, но я не помню случая, чтобы политик не уважал судью. Ты ведь сам избирал этого судью! Ведь у вас, также как и во всех судебных системах, судей избирают на основаниях международного права. Есть общая схема, когда судью предлагают, а его утверждает парламент или дума. Думаю, этих судей утверждала в том числе и Юлия Тимошенко, когда пребывала на посту.
У нас судей на первые пять лет утверждал Президент, она этого точно не делала…
Я имею в виду, что когда она была на посту, ее эти судьи устраивали. Как только она проиграла выборы, все это ее теперь не устраивает. Если тебя судьи не устраивают, то зачем жить в этой стране? Хорош судья или плохой, надо вести себя достойно.
По вашему мнению, сколько лет может быть судье, который судит Юлию Тимошенко, хотя бы на вскидку можете предположить?
Не знаю. Скажите.
Судье Родиону Кирееву 30 лет. По-вашему, нет ничего аномального в том, что такой судья в таком возрасте это дело рассматривает? К тому же судейский стаж у него 2 года…
Судье Тимошенко 30 лет? Мне сложно что-то сказать, может он вундеркинд? Вполне возможно. У нас мэру Риги 35 лет. Возраст, на мой взгляд, не главный показатель. Главное, как он ведет процесс. Поверьте мне, если на судью даже осуществляется давление, то он хочет делать карьеру, как судья. Возможно, на него сейчас давят, но он должен держать баланс между этим давлением и обязанностями, прописанными ему по Конституции.
Я о судье Кирееве не слышал. Возможно, для полной объективности такого стажа и не достаточно.
Если абстрагироваться от судебных заседаний по Тимошенко, для вас, как члена Европарламента, не выглядит дико, когда самого популярного оппозиционера страны не выпускают из Украины: ни в Брюссель, ни куда бы то ни было. Такое возможно в демократической стране?
У вас есть судебная система, которая определяет меру пресечения. Но если Юлия Владимировна будет и дальше оскорблять судью, тогда сыграет человеческий фактор, и ей запретят выезжать.
Но ей запрещали выезд задолго до начала судебного процесса…
Скажу вам так: я общался со многими должностными лицами Украины. Я им открыто сказал, что запрещать Тимошенко выезд из страны – не продуктивно. Убежать ей некуда, она слишком видная и яркая политическая фигура, чтобы ей куда-то бегать. Мое личное мнение, как и мнение большинства членов Европарламента: запрет на выезд для Тимошенко - мера абсолютно не адекватная.
Я к Тимошенко отношусь с таким же уважением, как и к президенту Януковичу. Я ее уважаю как лидера оппозиции, наша партия также 15 лет была в оппозиции. Тем не менее, поверьте мне, если бы я пришел в суд, то мне бы и в голову не пришло не встать перед судьей. Юлия Владимировна провоцирует своим поведением судью, который все равно находится под возможным давлением с другой стороны.
Но если Тимошенко будет с уважением относится к власти, то откроется для того, чтобы следствие прошло до конца. Выступая в Европарламенте я говорил, что Юлия Владимировна обязана по требованию органов дознания быть максимально открытой для следствия, довести все до конца. А затем мы можем попросить, чтобы материалы дознания были переданы в Европарламент. Если украинская сторона захочет, мы здесь можем оценить следствие и то, что там на самом деле за правовые аргументы. Но если во время дознания злить следователей, прокуроров и судей, оказывать неуважение, поверьте… Они же люди.
Об уважении. Это же не она сама себя держала до 12 часов ночи на допросе? Вы о таком случае слышали?
Это я знаю. В любой системе могут попасться особо рьяные исполнители, которые наделают дел. Надо учитывать человеческий фактор, люди же не машины. Тогда не будет и допросов до 12 часов ночи. Если даже в твою сторону хамят, то надо вести себя по-взрослому. Таким поведением можно обезоружить судью и прокурора. Так Тимошенко может получить максимальное количество очков для себя.
Далее, когда Тимошенко отсудится в Украине, и ее результат не устроит, у нее будет достаточно возможностей обратиться в европейские структуры. И тут проверят, соответствуют ли результаты расследования тому, что было на самом деле.
Европарламент недавно принял резолюцию по Украине, где жестко и достаточно резко оценил ситуацию с Тимошенко. Вы ее не поддержали?
Не то, что резко. Эта резолюция не соответствует действительности. Мы не имеем права соваться в ваши внутренние дела. Вы должны разобраться сами. Хотим, чтобы вы пришли в наш дом, чтобы мы жили одной семьей. Но когда у вас начинаются перепалки, и вы все выносите в Европарламент – мы же не судьи! Мы не адвокаты Юлии Тимошенко. Мы можем рассмотреть ситуации в конце следствия, а не на начальном этапе.
Скажу больше, своим неуважением к суду Тимошенко может себе навредить. Из-за такого поведения от нее могут начать отворачиваться сторонники в Европарламенте. Хотя у нее их и много, я знаю.
Предположим, что Тимошенко вынесут обвинительный приговор. Она с ним не согласится, обжалует в Европейском суде, а политическая подоплека станет для всех очевидной. Какой будет ответ Европарламента?
У партии Тимошенко заключен договор о сотрудничестве с Европейской народной партией. У нее тут много сторонников, и, наверное, не зря. Она человек с харизмой, боец. Все же отлично понимают, что под любой приговор Тимошенко она будет копать на полную. Потому сейчас главное, насколько грамотно и профессионально свое расследование проведут органы дознания. Если они ошибутся, то Европарламент может на это негативно отреагировать.
Смотрите, после того, как в Беларуси посадили большинство соперников Лукашенко, Европарламент проголосовал за очень жесткие меры, сотни человек были оглашены персонами нон-грата, их счета заморозили. Такое возможно в отношении к Украине?
Беларусь и Украина очень разные. Беларусь отстала от Украины в плане демократии на 10 тысяч километров. С уважением к Лукашенко и его личностным качествам, он вообще уже никого не слушает. Но вы же ведете диалог с Европой: Советом, Еврокомиссией Европарламентом. Ваш МИД работает очень активно, ищется какой-то путь. У нас есть межпарламентская группа с Беларусью, но она вообще не работает. А украинская – работают на полную.
У нас многие сейчас говорят, что мы скатываемся постепенно к Беларуси в плане защиты прав человека и демократии…
Перегибают палку такими заявлениями. Думаю, в Украине демократии больше, чем в России. Я часто у вас бываю. Конечно, поливают друг друга все грязью, критикуют. Можно даже говорить, что Тимошенко и Партия регионов переходят черту дозволенного. Хотелось бы, чтобы ситуация не доходила до ругани на базаре. У меня в Украине много родственников живет, я очень люблю вашу страну, а потому мне очень обидно, что из-за такой политической борьбы отношение к вам – «с улыбкой». Все ждут какой-то «веселухи». Но у вас же серьезное государство, крупнейшее в Европе, у вас есть все, чтобы сделать все хорошо. К сожалению, еще не научились политики уважению друг к другу.
Вот у нас от Латвии в Европарламенте 8 человек. Мы каждую неделю по два раза летаем на одном самолете в Брюссель. Хотя мы на выборах конкурировали жестко, но не переходили красную черту. Это дает нам возможность нормально общаться и вырабатывать общие решения. Хотелось, чтобы у вас также не переходили красную черту.
Ваша парламентская группа социалистов и демократов активно сотрудничает с Партией регионов, также подписывала договор, как и ЕНП с «Батькивщиной». С кем из регионалов контактируете и общаетесь?
Глава нашей группы, будущий президент Европарламента Мартин Шульц, заключил меморандум о сотрудничестве с Партией регионов. Это всего лишь декларация о намерениях, что мы готовы сотрудничать с Партией регионов. Но это меморандум, а не договор, как у ЕНП и БЮТ.
Люди, которые говорят, что им близки социал-демократические ценности, они готовы реформировать себя изнутри, готовы реформировать страну и готовы к диалогу, предложили нам дружбу. Мы также на это готовы. Результатом подписания меморандума стало создание клуба друзей Украины. В него вошло 45 депутатов Верховной Рады и 43 европарламентария. Когда мы его создавали, я категорически выступил за то, чтобы в нем были все силы парламента, чтобы там был диалог, а не сепаратные переговоры партии с партией. Эту позицию поддержал Мартин Шульц. Мы выступили за то, чтобы в ней были также и представители всех групп Европарламента.
В Украине все восприняли вашу дружбу просто – Партия регионов нашла себе лоббистов в Европарламенте, чтобы противостоять Тимошенко…
Мы не в коем случае не лоббисты Партии регионов. Мы всего лишь помогаем Партии регионов понять, что происходит в Европарламенте, и как лучше построить свою политическую позицию. Сейчас у нас еще идет переговорный процесс. Хотя я не стоял у истоков этого сотрудничества, и не могу вам детально об этом рассказать.
Европарламент четко обозначил свое отношение к событиям в Украине. После этого у нас многие задумались, могут ли политические проблемы и преследование оппозиции помешать подписанию Соглашения об Ассоциации и Зоне свободной торговли с ЕС. Этого можно ожидать?
К сожалению, ситуация с преследованием оппозиции может негативно повлиять на подписание этих соглашений. Надо разобраться, что такое Европарламент. Это 750 депутатов из каждой страны: 80% бывшие высокопоставленные должностные лица, и 20% интеллигенция и тому подобное. Эти люди высказывают общественное мнение всей Европы. И когда это общественное мнение создает некую резолюцию, хотя и с небольшим перевесом.
37 против 16 голосов…
Да. Посмотрите, какая хитрость. По четвергам идет основное пленарное заседание, там все находятся с 12.00 до 13.00. А в пол второго поезд уходит на Брюссель. А дальше идет заседание по правам человека, на котором присутствуют максимум 50 человек. Для того, чтобы точно победить, ЕНП оставила своих бойцов – 30 человек. Втихую, этого никто не знал. Потому 37 человек не могут говорить за весь Европарламент. И резолюция по Украине не является общим мнением Европарламента. Ну сделали…
Об этом говорили и некоторые регионалы, но ведь таким же количеством голосов была одобрена резолюция по Беларуси. Или вы считаете, что и белорусская резолюция не отображает мнения Европарламента?
Да, так и по Беларуси принимали. С Белоруссией просто все однозначно, там игра в одни ворота. В ситуации же с Украиной идет борьба за влияние. Все у нас понимают, что это громадный рынок. Все в Европе понимают, что вхождение Украины в ЕС неизбежно. Это только вопрос времени – от 5 до 15 лет. Без Украины в любом случае ЕС никак не обойдется. Просто не получится «полный комплект». Также, как и без таких стран, как Хорватия, Сербия, Албания и других.
Сейчас в Европе идет борьба за первичное влияние на Украину. Здесь шикарное географическое положение, логистика, транспорт, технологии, стратегическое Черное море и многое другое. Кто смотрит далеко, за это борется в самом начале. Потому некоторые депутаты, иногда прикрываясь защитой прав человека в Украине, преследуют узкие корыстные групповые цели.