Артур Герасимов: Россия готовит провокацию в ОБСЕ – в ее делегацию включен представитель Крыма

Мало кому известный ранее Артур Герасимов прославился тем, что возглавил пропрезидентскую силу на Донбассе

Мало кому известный ранее Артур Герасимов прославился тем, что возглавил пропрезидентскую силу на Донбассе, представлял там Порошенко на выборах президента и провел в Раду от «Блока Порошенко» одного кандидата из традиционно «бело-голубой» Донецкой области. Мало того – после выборов к президентской силе присоединились несколько самовыдвиженцев с Донбасса. Сам давний знакомый Петра Алексеевича получил проходное место в списке БПП и недавно возглавил украинскую делегацию в парламентской ассамблее ОБСЕ.

Герасимов рассказал «Главкому», как делегация будет противостоять России, чем полезным занимается недавно созданное Министерство информации и почему донецкий бизнес хочет вернуться в Украину.

-- «Доверия к Москве практически не осталось»

Как так случилось, что именно вас назначили главой украинской делегации в парламентской ассамблее ОБСЕ?

За последние дни произошло несколько достаточно серьезных событий в сфере международной активности парламента. Организовывались группы дружбы с парламентами других стран (например, Польши, Австрии, США, Катара и других). Также состоялось заседание комитета по международным делам, на котором была утверждена делегация украинских парламентариев в Парламентской ассамблее ОБСЕ. На следующий день состоялось первое заседание нашей делегации, на котором я был избран главой делегации, а заместителем главы – Александр Присяжнюк из «Народного фронта».

Считаю, что активность в ПА ОБСЕ – один из важнейших элементов в нашей дипломатической стратегии на ближайшие несколько месяцев. Уже в конце февраля в Австрии состоится зимняя сессия парламентской ассамблеи ОБСЕ. После поражения в ПАСЕ Россия сейчас все свои усилия переориентировала на то, чтобы отыграться в Вене, где соберутся парламентарии из 56 стран. Мы же хотим, чтобы парламентская ассамблея ОБСЕ еще больше укрепила единство в отношении давления на страну-агрессора.

Примечательно, что создание нашей делегации совпало с визитом президента Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канервы в Украину. Мы все с ним познакомились и прямо на первой встрече подняли ряд серьезных вопросов. Например, в данный момент Российская Федерация готовит серьезную провокацию, включив в свою официальную делегацию представителя от Крыма, тем самым нарушив все международные нормы. Этим они пытаются легитимизировать аннексию полуострова, что моментально нанесет значительный ущерб и имиджу Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Могу отметить слаженную работу нашей только созданной делегации, комитета по международным делам и МИДа – мы официально запустили процедуру лишения госпожи Ковитиди (представитель от Крыма) полномочий члена российской делегации. Наша информация была моментально воспринята руководством парламентской ассамблеи и в ближайшие дни будет предпринят ряд действий, чтобы провокация со стороны РФ не вступила в действие. По нашей информации, подавляющее большинство делегаций поддерживают позицию Украины, но есть несколько стран, которые поддерживают позицию России. Для нас это непонятно, потому что мы в Украине сражаемся не только за себя, но и за весь цивилизованный мир.

В ПАСЕ изначально расклад был на стороне России, которая хорошо поработала с делегатами, чтобы ей вернули право голоса. Но, в итоге, ее планы рухнули в последний момент. Какую работу ведут россияне в ОБСЕ?

Основная ежегодная сессия ОБСЕ состоится летом в Хельсинки – именно там будут приниматься серьезные решения. Зимняя сессия носит больше информационный и подготовительный характер. Первые результаты анализа показывают, что подавляющее большинство делегаций на нашей стороне, однако недооценивать противника нельзя.

И, кстати, в отношении провокации с госпожей Ковитиди, позиция украинской делегации была единогласна, хотя в ее составе есть и представители «Оппозиционного блока».

Какие практические результаты может иметь венская сессия, если никаких резолюций на ней принято быть не может?

В современном мире ничего не делается с сегодня на завтра и очень многие варианты решений будут обсуждены уже сейчас. В Вене мы закладываем фундамент того, что появится в Хельсинки в виде тех же резолюций. Кроме того, в Вене будут проведены специальные дебаты по ситуации в Украине.

Может ли российская делегация быть лишена права голоса в ОБСЕ по аналогии с ПАСЕ?

Думаю, что в ПА ОБСЕ это пока не совсем возможно.

Выталкивание России из европейских институций у нас, понятно, воспринимается как победа, но есть мнение, что такая изоляция Кремля отнюдь не способствует дипломатическому урегулированию военного конфликта.

Это не изоляция, а международное единство по отношению к агрессору. Конечно, самый правильный путь – это диалог. Но его можно вести только тогда, когда тебя слушают и слышат. А сейчас на наши дипломатические усилия по достижению мира, другая сторона отвечает пушками и «градами».

Результаты переговоров мировых лидеров на этой неделе повлияют, в том числе, на содержание сессии ПА ОБСЕ?

Конечно, повлияют. Вообще, я с очень осторожным оптимизмом оцениваю эти переговоры. Причем вы же понимаете, что все проблемы – в Москве, где все решается в одном кабинете. Мы настроены на мир, а они – нет. Любой процесс можно развивать, когда есть доверие. А его к той стороне, выскажемся дипломатично, практически не осталось.

-- «Протесты в России будут гораздо мощнее, чем у нас»

Вы – человек, которого связывают с Президентом многие годы знакомства. Часто говорят, что Порошенко столкнулся с проблемой отсутствия команды – все-таки и свою политсилу создавать, и подбирать чиновничьи кадры ему пришлось на ходу. Поэтому он вынужден просто доверяться людям, которых знает лично и знаком по бизнесу, – отсюда и такое количество инвестбанкиров во власти. Вы признаете такую проблему?

Категорически не согласен, что у Петра Алексеевича не было команды. Напомню, что начиная с 2010-го года, в нашей государственной управленческой машине начались необратимые процессы – коррумпированность, выстраивание вертикалей, «кормушек», института «смотрящих»… Майдан выступил против этого. После победы остро стал вопрос – как реформировать эту систему и принести в нее свежие мысли. Вот почему люди из бизнеса пришли во власть. Это очень правильный шаг, как и приглашение иностранцев. Да и иностранцы это достаточно условные, ведь та же Наталья Яресько многие годы работала в Украине. Даже от недругов я слышал массу положительных отзывов о ней как о профессионале. Но ключевые проблемы находятся на среднем уровне чиновников. Подавляющее большинство министров столкнулось с саботажем многих правильных вещей. Также, давайте не забывать и о том, сколько у нас агентов Кремля, который категорически не заинтересован, чтобы украинцы жили хорошо. Хорошая жизнь украинцев приведет к падению режима в РФ. Улучшение жизни украинцев, у которых нет ни нефти, ни газа, сразу же вызовет вопросы у россиян к собственному руководству. И у них протесты будут гораздо мощнее, чем у нас.

Про агентов Кремля мы давно слышим. А что – для избавления от них было недостаточно времени или они настолько глубоко законспирированы?

Если 23 года у нас это внедрение происходило с разной степенью активности, невозможно за несколько месяцев все это вычистить. Но не забывайте, что агенты Кремля – только одна из причин саботажа реформ. Вторая – коррупция, особенно с учетом того, что коррупционные элементы не просто придумывались прошлой исполнительной властью, а и законодательно закреплялись. И это сейчас часто мешает правоохранительным органам.

Так поменяйте закон, а то складывается полное впечатление, что эти прорехи в законодательстве очень даже выгодны новой власти.

Для победы над коррупцией нужно время. У меня постоянно с собой предвыборное коалиционное соглашение – посмотрите, сколько уже сделано. Я вот представляю комитет по вопросам национальной безопасности и обороне и давайте возьмем эту сферу – сделаны изменения в отношении СНБО, начаты процессы реформ в министерстве обороны, приняты законы, которые касаются усиления национальной безопасности. В мае-июне у нас армии практически не было, а посмотрите, сейчас она боеспособна и сражается с агрессором. Вот многие критиковали создание министерства информационной политики, но оно реально необходимо…

То есть, его создали не только потому, что Порошенко хотел трудоустроить кума?

Юрий Стець мог получить практически любую позицию, но пошел на самый ответственный участок.

И какие первые результаты работы этого министерства?

Приведу только один пример – на Донбассе сейчас удалось развернуть и даже прорекламировать FM-вещание, которое покрывает оккупированную территорию и постоянно транслирует туда проукраинские новости, собранные через нашу корреспондентскую сеть. И сделано это благодаря четкой координации усилий депутатов нашей фракции, областной администрации, Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания и Министерства информполитики. Кстати, у россиян есть четкая установка на уничтожение любых передатчиков, которые могут транслировать сигнал украинских радио и ТВ каналов на оккупированную территорию.

-- «Нерадивые поставщики в зону АТО будут получать от трех до семи лет»

Комитет по нацбезопасности и обороне сейчас – один из ключевых. Какие особенности его работы в военное время, учитывая, что там собралось много колоритных личностей и часто обсуждаются вопросы, затрагивающие военную тайну?

Конструктивные споры постоянно идут, но они не могут не идти, потому что у нас такие депутаты как Береза, Ярош, Тетерук, Тымчук, Семенченко…

Левочкин…

Комитету удалось выстроить очень плотную работу с Минобороны, Нацгвардией, Службой внешней разведки, Оборонпромом. Руководители этих структур постоянно приходят на заседания и мы стараемся не только критиковать, но и слышать их пожелания.

Вы же помните, какая была битва за бюджет. Так вот не в последнюю очередь благодаря слаженной работе всех членов комитета оборонный бюджет получился таким внушительным. У нас идет работа с волонтерами, без которых мы не мыслим проведение АТО, – мы проводим круглые столы с ними на постоянной основе. И есть реальные результаты – та же проблемная канадская гуманитарка в порту Одессы была проведена совместными действиями волонтеров, военной прокуратуры, контрразведки, службы военного правопорядка, пограничников… И на данном этапе мы не дали ни одного шанса ее украсть.

Также серьезно была поставлена проблема качества поставок в зону АТО – формы, обуви, оружия, техники… Вместе с волонтерами мы разработали законопроект 1793, который получил высокие оценки профильных комитетов. Если сейчас у нерадивого поставщика есть возможность отделаться штрафом и мелкими наказаниями, то дальше все будет четко и конкретно – от трех до пяти или от пяти до семи лет. Все, кто поставляет некачественную продукцию в зону АТО, из-за чего гибнут люди, должны четко понимать степень своей ответственности.

Скажите честно как человек, имеющий доступ к военной тайне, – реальная ситуация в зоне АТО и официальные пресс-релизы сильно отличаются?

Сейчас же эпоха Интернета – ничего не скрыть. Однако в условиях сложной оперативной обстановки любые сообщения необходимо оценивать по истечению определенного промежутка времени.

Но не может не вызывать вопросов, когда штаб АТО рапортует о сотнях убитых боевиков и единицах погибших украинских солдат.

Скажем так – по моей информации, такие дни действительно случаются. Но, естественно, не каждый день.

-- «Процент поддерживающих Украину среди бизнеса на Донбассе был всегда выше, чем среди обычного населения»

Вернемся к парламенту. Сейчас снова выплескиваются наружу противоречия партнеров по коалиции (взять хотя бы назначение нового Генпрокурора). Не пробовали их скрывать в такое непростое время?

А зачем их скрывать? Идет очень конструктивная работа между фракциями коалиции, но не забывайте, что сейчас ключевой является скорость принятия решений. А это иногда принятие практически с колес.

Но эти споры выливаются в то, что стороны обзывают друг друга «олигархической фракцией» и «прихвостнями Левочкина».

Есть личные позиции депутатов, но коалиция едина. Существуют какие-то внешние проявления, а есть статистическая эффективность работы – подавляющее большинство важнейших законов были приняты коалицией, хотя по многим из них были разные мнения.

Но это коалиция, а Кабмин, где назначения проводились по квотам?

Квот как таковых не было, был принцип – пригласить профессионалов.

Демчишин (министр энергетики) – профессионал? Его в правительство звал не Яценюк, а Порошенко, и мы видим, к каким конфликтам это приводит.

Я беседовал с очень многими техническими специалистами в этой сфере и все говорят о том, что прекратились веерные отключения, есть тепло в домах… Это дается тяжелейшей ценой различных соглашений. Есть второй путь – не подписывать их и получить веерные отключения и холод в квартирах.

Вопрос же не в самой покупке электроэнергии в России, а в составленных контрактах. Еханурова тоже в свое время обвиняли в мутном контракте с «Росукрэнерго», а он одно отвечал – газ же есть, чего еще надо?

Нельзя сравнивать то время с военным.

Тем более – ставить на ключевой пост человека, которого никто не знает в отрасли.

Может, и хорошо, что никто не знает – хороший управленец везде разберется. Я не знаю Демчишина лично и не являюсь большим специалистом в энергетике, но мои встречи с людьми из отрасли показали, что сейчас прилагаются неимоверные усилия, которых мы не видим. А идеальная работа министра – когда его не видно и не слышно, но все крутится и работает.

Вы социолог по специальности. Не мониторите сейчас отношение к новой власти на Донбассе?

Президентские усилия по обеспечению мира очень позитивно оцениваются людьми на Донбассе.

Ну, что значит «позитивно»? Усилия и Минские соглашения – это одно, но стреляют-то все равно.

Послушайте – мы же объективно знаем, кто и куда стреляет. У членов нашего комитета расписаны командировки на передовую, где мы разговариваем с солдатами, видим реальные блиндажи, окопы, технику. И ребята на передовой мне рассказывали, что видели своими глазами – с той стороны выезжает САУ, проводит восемь выстрелов в сторону Донецка, два в нашу – и убегать. А потом приезжают к своим кураторам и отчитываются, что выпустили десять снарядов по украинцам.

Какое влияние на Донбассе сохраняет сейчас старая элита?

Я очень рад, что сейчас на Донбассе полным ходом выходит на первый план новая генерация людей – проукраинских патриотов.

Я имею в виду территории, которые Украина сейчас не контролирует.

Сложно сказать по поводу конкретных фамилий, но, думаю, многие люди из старой власти очень хотят, чтобы их влияние на этих территориях сохранилось и даже усилилось.

Соответствует действительности, что Захарченко – частично человек Ахметова?

У меня нет такой информации.

Правда, что население на фронтовых и прифронтовых территориях настолько устало и озлоблено, что в любом случае будет негласно поддерживать тех, у кого будет реальная власть – будь-то Украина или «народные республики»?

Это неправда. Что такое реальная власть – возможность расстрелять вашу семью, забрать машину и квартиру? Люди будут поддерживать тех, кто принесет им мирную жизнь. Люди из Снежного, Тореза до последнего времени приезжали в Славянск, Краматорск и видели нормальные улицы с гуляющими людьми, работающие магазины, банкоматы, школы. И слом в сознании происходил серьезный, особенно на фоне того, что творится на оккупированной территории. А лживая пропаганда РФ против Западной Украины? В январе порядка пятисот детей из Донецкой и Луганской областей поехали на Рождество в Ивано-Франковскую область – они приехали с восторгом от того, как тепло их принимали.

А я вам другой пример приведу – губернатор Кихтенко заявлял, что 40% жителей Дебальцево перешли на сторону боевиков.

Я не слышал этого заявления, но, по-моему, эти цифры завышены. Когда населению дали возможность эвакуироваться как в сторону Краматорска, так и в сторону Донецка, 95% поехали в сторону Краматорска.

Куда сейчас платятся налоги предприятия, которые худо-бедно работают на территориях, контролируемых террористами? И туда, и сюда?

Насколько мне известно, большинство предприятий, действующих на оккупированных территориях Донецкой области, стараются перерегистрироваться на территории Украины и платить здесь налоги. Их владельцы прекрасно понимают, что оккупация – это временное явление и рано или поздно на этих территориях будут украинские флаги и украинский порядок.

А вы оптимист.

Социологические исследования показывали, что процент поддерживающих Украину среди бизнеса на Донбассе был всегда на порядок выше, чем процент среди обычного населения.

Вы были связаны с Фондом Общественное мнение, который имеет косвенное отношение к господину Суркову. Что вам известно о его роли в урегулировании конфликта на Донбассе?

Я с Сурковым не знаком и не знаю, что он делает. «ФОМ-Украина» – это автономная украинская организация, которая четко работала в интересах Украины. Но те методологические подходы, которые привнес российский партнер, были очень современными и научно продуманными. После избрания я вышел из состава учредителей этой компании.

Титульное фото: Insider