Прокурор Киева Сергей Юлдашев: Судья Царевич неделю пряталась от следователей в совещательной комнате
«Следователь не мог ни зайти туда, не вызвать ее оттуда. Ей носили обеды. Даже не знаю, как она всю эту неделю справляла нужду»
Новый Генпрокурор Виктор Шокин начал свою работу резво – громкие аресты деятелей прошлого режима, представление в Раду на задержание одиозных судей Печерского суда… В общем, успел за неделю сделать то, чего так настойчиво требовали от его предшественника Виталия Яремы полгода.
«Жить по-новому» придется и региональным прокурорам, которым нужно будет доказать свою необходимость новому начальству. Уже есть первые жертвы «новой метлы» – в первые же дни работы Шокин уволил прокуроров Донецкой и Харьковской областей.
Прокурор одного из ключевых регионов – Киева – Сергей Юлдашев, который занял это место при Яреме, уверяет, что сможет сработаться с новым начальством. Даже несмотря на то, что по формальным признакам он попадает под вторую волну люстрации из-за «сотрудничества с режимом Януковича».
Региональные прокуратуры, в основном, занимаются «бытовухой», но статус столицы делает прокуратуру Киева вовлеченной в громкие процессы. Например, она расследует события на Майдане и производства, открытые на одиозных судей Печерского суда. Юлдашев рассказал «Главкому» о том, какой наследие в ГПУ оставил его бывший шеф, чего требует новый Генпрокурор. Прокурор Киева также объяснил, почему он не собирается выполнять закон о люстрации, и вспомнил историю судьи Царевич, неделю прятавшейся от следователей в совещательной комнате.
-- «Закон о люстрации – антиконституционен»
Обычно прокурора Киева меняют при каждой смене власти на Резницкой. Тот же Ярема так и сделал, когда вас назначил. Вы уже подыскали себе новую работу?
Да, действительно, исторически именно так и происходило. Хотя вот мой предшественник, Николай Герасимюк, пошел на повышение, стал первым заместителем Генерального прокурора. Я бы тоже не возражал против такого «увольнения».
А если серьезно, с Виктором Шокиным я познакомился буквально в первые дни своего назначения прокурором Киева. И с самого начала у нас сложились нормальные служебные отношения. Кстати, впервые сложилась уникальная ситуация: и прокурор Киева, и Генеральный прокурор – коренные киевляне. Это некоторым образом прецедент (улыбается).
Слухи о том, что Ярему «уйдут», ходили довольно давно. Вы же говорили, что сложно будет найти профессиональную замену такому человеку. И вот Президент нашел Шокина, причем в самой же Генпрокуратуре.
Знаете, сейчас это некий тренд поливать грязью Виталия Ярему, но вы от меня этого не услышите. Я благодарен судьбе, что мне довелось работать под руководством этого человека.
А Виктор Николаевич Шокин – это глыба. Он имеет огромнейший стаж прокурорской и следственной работы, прекрасно знает эту систему изнутри, знает за какие ниточки нужно дернуть, чтобы получить результат. В этом вы уже все могли убедиться по его работе за первые недели.
Ярема объяснял свои мотивы, когда уходил? Говорили, что это было чуть ли не его личное желание.
Да, это было его решение. Видимо, он внутренне почувствовал, что пришло время уйти.
Он собирал коллектив? Как-то прощался?
Нет, нас не собирали. Мне сложно сказать, когда он для себя это решил. Но скажу откровенно, когда я в пятницу, 6 февраля, смотрел его выступление в Верховной Раде, то не предполагал, что следующим его шагом будет отставка.
Вы можете отправиться вслед за Яремой, только не по своему желанию – попадаете под люстрацию. Уже вот-вот должна начаться люстрация по второй волне.
С 11 марта мы начинаем проводить второй этап люстрации. У нас под закон попадает наибольшее количество прокурорских сотрудников. Киев – единственный регион, где под люстрацию по должности попадают прокуроры районного уровня и их заместители.
Мое отношение к закону о люстрации не изменилось. Я готов принимать решение в отношении прокуроров, которые привлекали к ответственности активистов Майдана, и тут не может быть никаких компромиссов. Но совершенно не готов увольнять людей просто потому, что они занимали определенную должность. Думаю, не имею морального права этого делать, потому что сам попадаю под эту категорию. Я убежден, что оценивать людей нужно за их действия, а не за то, где и при какой власти они работали.
По сути, вы говорите о готовности нарушить закон.
Я бы сказал иначе: этот закон нарушает конституционные права человека. Эксперты насчитали до 10 статей этого закона, нарушающих конституционные предписания. Вина должна быть доказана в каждом конкретном случае. Верховенство права должно исходить из презумпции невиновности и права на защиту, и я настаиваю на индивидуальном подходе применения этого закона. Собственно, об этом и говорится в выводах Венецианской комиссии. Если вы помните, главный месседж председателя комиссии Джанни Букиккио — привести закон в соответствии с европейскими стандартами в сфере защиты прав человека и не увольнять людей, пока это не будет сделано.
Иначе получаются такие «ляпы», как с генералом Воробьевым (бывший командующий Сухопутных войск отказался выполнять приказ Виктора Януковича о применении силы к активистам Майдана. Но впоследствии попал под люстрацию, -«Главком») и всемирно известным академиком Юрием Алексеевым (под люстрацию попал ученый, герой Украины — глава космического агентства, «Главком»). Мы отсеиваем от власти профессионалов, которые сегодня нужны и должны работать в государственной системе.
Вы можете точно сказать, сколько человек вы должны уволить по этому закону?
Всего 62 человека, по которым я должен буду принимать решение. Из них «по должностям» – 34 прокурора.
-- «В последнее время появились судейские приговоры, которые противоречат здравому смыслу»
Сейчас Генпрокуратура «разошлась». Дела сыплются, как из рога изобилия, – Ефремов, Чечетов, судьи… Какова роль в этих процессах столичной прокуратуры? Есть ли у вас какие-то свои громкие дела и будете ли вы, учитывая активность Шокина, следовать его примеру?
Вот как раз судьи – это и есть наша активность. Мы расследуем четыре уголовных производства в отношении судей Печерского суда – это судьи Царевич, Кицюк, Вовк и Волкова. Это без преувеличения беспрецедентные дела. Такого нет ни в одном регионе.
Вовк рассматривал то самое уголовное дело в отношении Луценко. Что вы ему инкриминируете?
Мы доказали, что он выносил заведомо неправосудное решение, по которому собственник дорогостоящей квартиры и машины в один момент перестал владеть своей собственностью. И сам ответчик узнал, что лишен собственности только тогда, когда получил заочное решение этого суда.
А что с Волковой, которая отпустила командира «Беркута» Садовника под домашний арест, после чего он сбежал? Ярема еще месяц назад говорил, что ее дело вот-вот отправят в суд.
Ее дело мы закончили. Но мы никак не можем направить обвинительный акт в суд, потому что сторона защиты умышленно затягивает ознакомление с материалами уголовного производства. И с этой проблемой мы сегодня пытаемся бороться – обратились с ходатайством в суд, чтобы ограничить сроки ознакомления с делом. Иначе это может продолжаться бесконечно.
Зато мы уже направили в суд 15 обвинительных актов в отношении сотрудников ГАИ, которые преследовали «автомайдановцев», и на этом не остановимся. Рядовые сотрудники милиции начинают давать показания против своего руководства, и уверен, что уже в ближайшее время мы докажем и их вину.
А вы уверены, что суд их не оправдает? В последнее время наша Фемида весьма лояльна.
Есть такое. В последнее время появились судейские приговоры, которые просто противоречат здравому смыслу. Например, Соломенский суд Киева оправдал криминального авторитета Бабая – «смотрящего» по ж/д вокзалу. Мы обжаловали этот приговор, и это не единственный такой удивительный приговор, есть и другие. Такое «правосудие» нарушает, на мой взгляд, принцип неотвратимости наказания. Это вопиющие факты.
Глава МВД Арсен Аваков эмоционально заявил, что Печерский суд – это портал в прошлое. И что он даже хочет свое министерство перевести под юрисдикцию другого суда.
Так сложилось, что в Печерском районе сосредоточены центральные досудебные органы расследования – Генеральная прокуратура, главное следственное управление МВД. Мы тоже туда неоднократно обращаемся. Я бы не сказал, что в Деснянском, Оболонском или Соломенском суде дела обстоят лучше. Просто они находятся в тени, а Печерский – в центре всеобщего внимания.
Вы считаете, что судья этого суда Царевич может выдать правосудное решение по тому же Ефремову? Ведь она сейчас тоже под подозрением.
Привлечь к ответственности судью непросто. До тех пор пока Высшая квалификационная комиссия не отстранит судью от исполнения обязанностей, все решения, которые она выносит, будут законными. Поэтому никаких препятствий в ее работе на сегодняшний день нет.
Почему при Яреме по судьям ничего не было сделано?
Это не совсем так. По Волковой представление и постановление о предъявлении подозрения подписывал Виталий Ярема.
Но не в Раду, а в Высшую квалификационную комиссию судей.
Мы просто такой механизм тогда еще не отработали. Сейчас мы пошли по судьям через Раду, потому что они начали скрываться от органов досудебного расследования.
Вдумайтесь – Царевич неделю пряталась в совещательной комнате. И следователь не мог ни зайти туда, не вызвать ее оттуда. Ей носили обеды. Даже не знаю, как она всю эту неделю справляла нужду (смеется).
То есть она целую неделю жила в совещательной комнате?
Да, жила, пока не приняла решение и сама не явилась к следователю.
-- «Заказных политических дел не было и быть не может»
У вас же уже были встречи с новым руководством…
Я ежедневно встречаюсь с Генеральным прокурором…
И что он от вас требует? Говорит: раньше вы работали хорошо, но сейчас нужно еще лучше?
Генеральный прокурор собирал прокуроров регионов и потребовал завершить расследования преступлений, связанных с Евромайданом и Автомайданом. Также он потребовал активизировать расследование преступлений, совершенных высшими должностными лицами. Дать оценку действиям бывших губернаторов, руководителей правоохранительных органов, которые причастны к формированию и отправке людей на Антимайдан.
Мы с Генеральной прокуратурой разделили уголовные производства, связанные с Майданом. Следователи Главного следственного управления ГПУ расследуют все, что касается гибели людей, а следователи киевской прокуратуры – все, что связано с нанесением телесных повреждений различной степени тяжести. В нашем производстве – факты избиения студентов на улице Щорса, в Крепостном переулке и события возле горадминистрации.
Но Ярема в публичной риторике, в общем-то, выдвигал те же требования к подчиненным. Что же поменялось?
Процессы, которые начались при предыдущем Генпрокуроре, сегодня имеют реальное развитие. Через неделю, месяц, два на выходе будут дела, которые начинал Виталий Григорьевич. И те задачи, которые ставит новый Генпрокурор, не идут в разрез с ранее проведенной работой.
То есть если б Ярема остался на посту, он тоже начал бы громкие посадки?
История не терпит сослагательного наклонения. Сегодня Генеральный прокурор – Виктор Шокин и он делает то, что считает нужным. Вернее, делает то, что от Генпрокуратуры давно ждали люди.
Не получится ли так, что при новом Генпрокуроре будут преследоваться только деятели прошлого режима и условные «инакомыслящие», потому что на это есть широкий общественный запрос?
Заказных дел по каким-то политическим предпосылкам не было и быть не может. Яркий пример – дело по тому же Кобе (Одного из лидеров Автомайдана Кобу задержали за хуліганство, - «Главком»). Да и своих не щадим – например, известен случай, когда следователь нашей прокуратуры Боровус, который поддерживал Майдан, проводил в Хмельницком следственные действия в нетрезвом виде. Его уволили, уволили начальника следствия, заместителя прокурора Киева, мне вынесли выговор...
Не так давно ваша прокуратура устраивала обыски в Окружном административном суде Киева, причем почему-то по решению Черновицкого суда. Окружной административный суд в свою очередь обвинил прокуратуру в давлении. Зачем вы на него давите?
Никакого политического подтекста и давления на судей этого суда нет и быть не может. Смешно было слушать причитания некоторых судей, что это, мол, было сделано из-за дела о запрете КПУ, которое слушается в этом суде. Скажите мне: кому сейчас вообще может быть интересен этот полуразложившийся коммунистический труп? Никому!
Мы просто получили официальную информацию от УБОЗ о том, что судьи, находясь за пределами Украины (и это подтверждалось данными пограничной службы), умудрялись выносить судебные решения. Предварительной квалификацией был должностной подлог – то есть внесение в официальные документы заведомо ложной информации.
Почему Черновицкий суд? Генеральным прокурором Украины была определена межрегиональная группа следователей – куда были включены следователи из прокуратуры Черновицкой области, которые в свою очередь обратились с представлением в местный суд, и тот дал нам постановление о проведении обыска в Окружном административном суде Киева. Кроме того, это стандартная практика, когда санкции на проведение следственных действий относительно судебных или правоохранительных органов получаются в других регионах во избежание преждевременной утечки информации.
И чем завершился этот обыск?
Тем, что мы получили оригиналы судебных решений, дела, по которым принимались эти решения. И подтверждения, что судья выносил решения, когда находился за пределами страны. Кроме этого, в табелях учета рабочего времени судей стоят «восьмерки» (полный рабочий день), хотя должно быть указано, что они находились в отпуске. Впоследствии эти табели послужили основанием для начисления заработной платы. Все банально просто.
А в Печерский суд вы можете с такими проверками нагрянуть?
Об этом – еще рано (улыбается). Но если будут факты подобных нарушений, то не исключаю. И название суда или другого учреждения здесь не имеет значения.
Вы следите за процессом создания Антикоррупционного бюро, который вышел на финишную прямую? Оно отберет у прокуратуры часть полномочий.
Хочу пожелать будущему руководителю этого бюро успехов. Готов передать ему ту категорию дел, которую они будут расследовать – насколько я понимаю, это чиновники первой-второй категорий. Для сведения: у нас таких производств всего два – в отношении директора департамента Нацкомфинуслуг Виктории Жесан (ее задержали при получении неправомерной выгоды в 60 тыс. грн.), по второму – человек в розыске. Вот эти производства я и передам.
-- «Представители различных батальонов влияют на печальную статистику»
Давайте поговорим об оперативной информации. На востоке страны едва ли не каждый день происходят задержания сепаратистов и диверсантов, стимулируемых соседней страной, в Харькове произошел теракт с человеческими жертвами, в Одессе был предотвращен. В Киеве, складывается впечатление, пока с этим более-менее спокойно?
В Киеве, по сравнению с тем, что происходит в Харьковской, Одесской областях, слава Богу, все спокойно. Безусловно, работает СБУ, органы внутренних дел, что-то пресекается, но на сегодня ситуация более-менее контролируемая.
Сколько в Киеве заведено дел против уклонистов от мобилизации?
Около полусотни дел и по одному уже есть приговор. Кстати, в Киеве план по мобилизации выполнен на 96%, в то время как в других регионах ситуация намного хуже – есть 30, 40% . Мы также начали координировать работу правоохранительных органов и военкомов по исполнению военно-транспортных обязательств.
Не секрет, что Киев – один из самых криминальных регионов. С начала года ситуация лучше не стала?
Увеличилось и количество преступлений, и, к сожалению, уменьшился процент раскрываемости. Вот сухая статистика: в 2014 году совершено почти 200 преступлений на 10 тысяч населения. В 2013 этот показатель был ниже – около 170 преступлений. Тут много факторов – и социально-экономическое положение в стране, и переселенцы, и проблемы, которые создает нам новое процессуальное законодательство…
Не жалеете, что в свое время выступили с нашумевшим заявлением по поводу батальона «Айдар»? Добровольческие батальоны влияют на ухудшение криминогенной обстановки?
Мы первые тогда громко сказали, что есть такая проблема. На меня тогда вылили ушаты помоев, но время все расставило на свои места. В том, что было сказано тогда, сегодня могут убедиться все. Представители различных батальонов в любом случае влияют на печальную статистику – у них изымается большое количество оружия, они совершают тяжкие преступления... Я и сейчас выступаю против махновщины и готов повторить, что есть герои и патриоты, которые сражаются на передовой, а есть – тыловые преступники в камуфляже.
Своего нового начальника Шокина вы расхвалили. А как вам назначение его первым замом очередного грузина?
С Давидом Сакварелидзе мы еще не знакомы, но, думаю, в самое ближайшее время это неизбежно произойдет. Мне будет очень интересно с ним пообщаться, ведь он работал прокурором Тбилиси, и нам, наверное, есть, что обсудить.
Но буду откровенным: сама тенденция – приглашать варягов к управлению мне кажется неоднозначной. Мы – нация умных людей, и мне бы не хотелось, чтобы историю Украины писали люди с чужой нам культурой, языком и ментальностью.