Воюющим в Сирии крымчанам платят до $2,5 тыс. в месяц

Несмотря на все заявления о воюющих в Сирии крымских татарах, жители крымского села Сара-Су отрицают, что в Белогорском районе ведется агитация исламистскими радикалами о поддержке сирийских ополченцев. Однако в распоряжении Вестей оказался приказ Духовного управления мусульман Крыма (№ 122 от 21. 10. 2011) за подписью Муфтия Эмирали Аблаева, который был развешан на стенах всех мечетей района. Документ гласит: «В связи с возникновением конфликтов на территории мечетей ДУМК, относительно их использования не по культовому назначению, и в связи с пропагандой различных религиозных групп и сект нетрадиционного понимания Ислама, Муфтият Крыма считает необходимым проводить на территориях мечетей только намазы и мероприятия, которые проходят под эгидой ДУМК». Значит, агитация все же была.

«Да, в Белогорском районе были замечены представители радикальных исламистских течений, которые проводили свои «уроки» в мечетях, — прокомментировал «Вестям» пресс-секретарь Духовного управления мусульман Крыма Айдер Аджимамбетов. — Такую практику мы запретили, чтобы не было раскола в среде мусульман. Сейчас ситуация упорядочилась».

Подтверждает деятельность радикальных исламистов в Крыму и источник «Вестей» в СБУ: «Легальная юридически организация «Хизб ут-Тахрир» многими экспертами рассматривается как ячейка террористической организации. За ней ведется наблюдение, хотя случаи участия крымских наемников в войне в Сирии нами не зарегистрированы».

О деятельности в Крыму «Хизб ут-Тахрира» говорит и депутат Приморского поссовета Юрий Першиков. «Хизбы уже с 2006-го здесь и пользуются тем, что в Украине, в отличие от других стран, их деятельность не запрещена, — сказал он «Вестям». — СБУ знает, что крымчане отправляются на сирийскую войну, но ничего не предпринимает — нет документов, подтверждающих получение наемниками денег, платят там, по моим сведениям, около $2,5 тыс. в месяц. А без таких документов поездка в Сирию выглядит как путешествие».

Представители «Хизб ут-Тахрира» напрочь отрицают причастие к подстреканию крымчан. «Мы не занимаемся подготовкой и отправкой на войну мусульман, — заявил «Вестям» лидер крымского отделения этой организации Фазыл Амзаев. — Но я не исключаю, что отдельные крымские татары могли участвовать в войне, потому что никакого труда не составляет туда перебраться и вступить в ряды какой-либо организации».

Крымчанин Али пояснил «Вестям», что большинство крымских татар — сунниты, а так как большинство повстанцев в Сирии — тоже сунниты, они едут на помощь своим единоверцам. «Второй мотив — это деньги. Но они не такие уж большие: зарплата новобранцев-иностранцев на стороне повстанцев — максимум до $500 в месяц. За бои бонусы идут. Мой знакомый уехал под видом туриста в Турцию и ушел к сирийским повстанцам. Это не такие большие деньги и для Сирии. Главное здесь — обработка религиозная: они сражаются против клана алавитов. Башар Асад и его соратники принадлежат к алавитам. Это шииты, которые ненавидят суннитов. Это религиозный конфликт», — добавил Али.

«Сейчас в Крыму очень серьезная идеологическая обработка суннитов идет. Причастны к этому ряд арабских стран. В частности, по некоторым сведениям, Саудовская Аравия», — сказал источник в СБУ.

А сирийский беженец Ахмед, перебравшийся недавно со своей родины в Украину, поделился с «Вестями» своими воспоминаниями: «Я знаю, что люди приезжают из Украины и из Крыма воевать в Сирию, но они это делают не за деньги, а за идею. У меня есть друг, украинский инженер, который уехал туда не ради денег, а ради своей веры, своих братьев».