Эксперт: Закон об особом статусе Донбасса позволил локализовать конфликт

В принятии закона об особом статусе Луганской и Донецкой областей есть положительные моменты. Такое мнение выразил эксперт по вопросам местного самоуправления, депутат ВР VI созыва Юрий Ганущак.

«Позиции этого законопроекта значительно лучше, чем рассчитывал Путин, который хотел взять Украину под уздцы и с помощью отдельной территории диктовать всей стране свои условия. Сейчас это означает, что Лугандон не сможет блокировать вход в ЕС или присоединение к НАТО - не хватит законодательных возможностей. С этой точки зрения, можно считать, что это - определенная дипломатическая победа. Контроль за границами позволит нам потихоньку вытянуть эту занозу. Мы локализовали конфликт и в этом уже есть позитив», - сказал Ганущак.

Он отметил, что если Центральная и Западная Украина - это территории, где ощущение Украины в крови, а Юг и Харьков чувствуют Украину рационально - они видели, что может быть, если не любить Украину, то Донбассу придется полюбить Украину.

Эксперт также рассказал, в чем видит наибольшую опасность данного закона.

«Работа над проектом, к сожалению, проходила достаточно кулуарно и это плохо, ведь круг специалистов очень ограничен. Ни в одной стране мира не бывает так, чтобы прокуроры назначались местными органами. Иначе это - не страна. Собственно, именно в этом я вижу наибольшую опасность этого проекта. Что касается судей, мы можем применить на этой территории лучшие наработки по судейской реформе. Судьи, которые решают гражданские и административные дела, вполне могут избираться населением. Что касается уголовных процессов, они могут решаться только судьями, назначенными сверху. Здесь должна быть единая государственная система. Но это неплохой компромисс. 90% дел относятся к компетенции судей, которые могут избираться», - рассказывает Ганущак.

По его мнению, нужно говорить о присутствии государственной власти - Госадминистрации, назначенные из центра.

«Это должна быть номенклатура правительства, а не президента. Она будет выполнять контрольно-координационные функции. Существует польская практика, когда контроль за законностью актов, принятых исполкомом - это должен быть шаг вперед - осуществляется через их приостановление и обжалование у судьи», - добавил он.

Ганущак также отмечает, что пункт по использованию русского языка звучит как насмешка: «Собственно, нужно было отметить использование украинского языка на этих территориях. Никаких преград на пути русского языка там нет - это манипуляция».

Он также подчеркнул, что нужно определить, с кем именно подписываются любые соглашения, с какой территориальной единицей. Ведь согласно нашему законодательству, местные советы недоговороспособные.

«Сейчас работает такая схема: в каком-то городе прорвало канализацию, возникает вопрос, кто виноват? Исполнительный орган, а откуда он взялся, - его назначили из Киева. Поэтому, виноват Киев. Теперь они получат возможность сами отвечать за благоустройство своего города. Кому-то придется взять на себя ответственность в рамках этого «особого статуса». И я не думаю, что им будут просто выделяться деньги. Скорее всего, будет какая отчетность», - полагает Ганущак.

Каково мнение других политиков и экспертов по поводу этих законопроектов, читайте в статье «Главкома» Амністія - терористам і «особливий статус» - Донбасу. Компроміс чи зрада?.

Напомним, сегодня Верховная Рада проголосовала законопроекты об особом статусе Луганской и Донецкой областей и об амнистии: первый поддержали 277 депутатов, за проведения амнистии – 287 человек.